Posted 18 мая 2022,, 11:06

Published 18 мая 2022,, 11:06

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Китай: экономический гигант на нефтяной платформе

18 мая 2022, 11:06
Пекин не устраивает энергетическая зависимость от внешнего мира, и он принимает меры для ее снижения

В 2017 году в мире нефти произошло знаковое событие: Китай превзошел США как крупнейший в мире импортер. Казалось, потоки нефти в страну будут только увеличиваться.

Однако самих китайцев энергетическая зависимость совершенно не устраивала, а выход в лидеры совсем не обрадовал. И они попытались изменить ситуацию. Что из этого получилось, в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).

Еще пару десятилетий назад импорт нефти в Китай почти не отличался от уровня других крупных и густонаселенных стран вроде Индии. Например, в 1999 году Китай импортировал лишь 11% того объема, что завозится в страну сегодня.

Импорт нефти в Китай рос неуклонно последние несколько десятилетий вместе с ростом экономики. В итоге в 2017 году случилось неизбежное: китайцы вышли на первое место по импорту и на второе по переработке нефти. В 2020 году страна импортировала 11,8 млн баррелей в день, обогнав США, которые завозили 9,1 млн баррелей в день, согласно данным Статистического обзора мировой энергетики BP.

В 2017 году производительность НПЗ в Китае увеличилась примерно до 11,4 млн баррелей в сутки. Были запущены новые предприятия, например НПЗ мощностью 260 тыс. баррелей в сутки в Аньнине, провинция Юньнань. Другие стали увеличивать мощности и наращивать импорт, как это произошло с НПЗ в Хуэйчжоу нефтяной корпорации CNOOC.

Собственные запасы нефти у Китая довольно малы и не способны удовлетворить потребности страны. В 2016 год доказанные запасы нефти Китая составили 25 млрд баррелей, что занимает 14-е место в мире и составило около 1,5% от общих мировых запасов нефти. Для гигантской китайской экономики — смешные количества. Если бы Китай полностью перекрыл импорт, собственных доказанных запасов ему бы хватило примерно на 5 лет при текущем потреблении. Поэтому 59% нефти завозится из-за рубежа.

Нетто-импортером нефти Китай стал относительно недавно, в 1993 году. Импорт сырой нефти в Китай стал расти в среднем на 9,1% в год.

В середине 1990-х годов Китай провел реформы нефтяной промышленности. Три ведущие государственные нефтяные компании — Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC), Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация (CNOOC) и Китайская национальная нефтехимическая корпорация (Sinopec) — были повышены в статусе и переданы в ведение Государственной экономической и торговой комиссии. Они получили полномочия на работу за рубежом, а также на создание дочерних компаний для проведения разведки в других странах.

Начиная с того момента активность Китая за рубежом только росла. Китайцы стали скупать мировую энергетику, начиная от малых и средних месторождений нефти в Канаде и Перу до участия в тендерах в Индии, Индонезии, Папуа-Новой Гвинее, России и Венесуэле. И даже залезли в Техас, где в середине 1990-х приобрели 98 старых нефтяных скважин. В 1997 году Китай объявил о заключении крупномасштабных сделок по разработке нефтяных месторождений с Казахстаном, Венесуэлой и Ираком на общую сумму $5,6 млрд.

Государственные компании Sinopec, CNOOC и CNPC выросли в многогранные конгломераты, деятельность которых охватывает большую часть цепочки от добычи и производства до разработки и перепродажи.

Тем не менее вместо радости по поводу мирового лидерства по импорту нефти Пекин серьезно озаботился. Растущая энергетическая зависимость всегда беспокоила китайское правительство. Поэтому было совершено несколько шагов в попытке если не остановить, то хотя бы постепенно притормозить растущий импорт.

Одной из таких мер стало усиленное развитие ВИЭ.

Независимость через ВИЭ

В соответствии с Парижским соглашением 2016 года Китай взял на себя обязательство к 2030 году обеспечивать себя на 20% за счет ВИЭ. В 2020 году было объявлено, что страна попробует достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

Китайцы привыкли играть по-крупному. Поэтому неудивительно, что Китай стал крупнейшим в мире инвестором в переход на экологически чистую энергию, а в 2021 году инвестировал $266 млрд в энергетический переход. Это более одной трети общемирового объема инвестиций ($755 млрд). Далее идут США, которые инвестировали $114 млрд, Германия ($47 млрд), Великобритания ($31 млрд) и Франция ($27 млрд).

Китай стал лидером в области ветровой и солнечной фотоэлектрической (PV) энергетики. К 2019 году производство ветровой энергии в Китае выросло до 406 ТВтч, что намного больше, чем в США (298 ТВтч). В результате в 2019 году на долю Китая приходилось примерно 28,4% мирового производства ветровой энергии. В солнечной фотоэлектрической энергии Китай является как ведущим поставщиком, так и потребителем.

Но в плане нулевых выбросов Китаю еще есть, над чем работать. По мере роста экономики Китая резко возрос спрос на уголь. С 1990 по 2019 год потребление угля в Китае увеличилось почти в четыре раза. А с 2011 года Китай потребляет больше угля, чем весь остальной мир вместе взятый.

Конечно, это не могло не сказаться на экологии. По данным Carbon Atlas, в 2020 году 69,5% выбросов CO2 в Китае приходилось на уголь. В Индии это показатель был чуть ниже (65%), а Россия (22,6%) и США (18,9%) заняли третье и четвертое места.

Удар по нефтепереработчикам

Когда в прошлом году годовой импорт сырой нефти в Китай упал на 5,4%, это удивило многих. Считалось, что это маловероятно. Китай был движущей силой мирового спроса на нефть в течение последнего десятилетия, на его долю приходилось 44% мирового роста импорта нефти с 2015 года.

Однако местные власти ужесточили квоты на экспорт топлива, чтобы ограничить переработку, а соответственно, и импорт сырой нефти. В итоге импорт сырой нефти в Китай сократился впервые с 2001 года, сообщила Китайская федерация нефтяной и химической промышленности (CPCIF).

За последние несколько лет китайцы также активизировали усилия по разведке и эксплуатации местных нефтяных месторождений. Крупные нефтяные компании страны увеличили инвестиции в геологоразведку, ввод в эксплуатацию газовых месторождений, что, в свою очередь, в значительной степени способствовало снижению зависимости страны от импорта нефти. Также было активизировано строительство хранилищ и магистральных нефтепроводов, что тоже наверняка укрепит энергетическую безопасность.

Все эти меры в комплексе уже приносят свои результаты. Китай с каждым годом становится все более самодостаточным и все более избирательно относится к импорту нефти. Что не может не послужить неким сигналом для стран-производителей, которые должны сделать определенные выводы.

"