Демократам советуют «пересаживаться» на ветряки

17 мая 2022, 14:19
Попытки администрации президента США контролировать нефтяной рынок терпят полное фиаско, а сланцевики не спешат Байдену на помощь

Попытки администрации Джо Байдена контролировать нефтяной рынок терпят полное фиаско. Саудовская Аравия на просьбы увеличить добычу не отзывается, опустошение американских нефтяных резервов на стоимость топлива не влияет. США получили отказ на просьбу увеличить добычу даже от бразильской Petrobras. При этом Вашингтон умудрился обложить санкциями практически всех экспортеров тяжелой нефти и грозится ограничить свободу действий даже ОПЕК. В довершении всего достаточно странно ведет себя американский сланцевый сектор, который ни в какую не хочет выходить на прежние рекорды добычи, и это при том, что стоимость нефти штурмует самые заветные вершины в $100 и более за баррель WTI.

На сей раз возмутились даже в МЭА, причем повод у них был весьма существенный. Как выяснил Reuters, члены агентства были поражены тем, что США не проинформировали их о новом огромном объеме высвобождения нефти, который превышает любой другой объем более чем в три раза!

Белый дом сообщил о намерении продавать 1 млн баррелей в сутки в течение шести месяцев за день до того, как члены МЭА должны были встретиться для обсуждения скоординированной политики по нефтяной распродаже.

В агентстве решили напомнить Байдену, что стратегический нефтяной резерв США ему нужен для защиты стран-потребителей от перебоев с поставками, которые возникли вследствие обострения ситуации между Россией и Украиной, а не для сдерживания инфляции в стране. «МЭА было удивлено высвобождением резервов США, которое было сделано в одностороннем порядке», — заявил источник Reuters. Как пишет агентство, это заставило других участников «изо всех сил пытаться соответствовать ситуации» и провести собственные высвобождения запасов.

При этом в Международном энергетическом агентстве прекрасно понимают, что опустошение резервов вряд ли глобально поможет американской экономике. В день страна потребляет порядка 20 млн баррелей нефти, поэтому 1 млн баррелей в сутки — это немного. Кстати, рынок уже отчетливо продемонстрировал, что ему по большому счету плевать на то, выбрасывает ли США на рынок баррели из своих резервов или нет. Ведь решение по распродаже 180 млн баррелей — кстати, самое крупное в истории — было принято еще 31 марта, а стоимость нефти от этого не понизилась. Оказалось, что рынок гораздо сильнее реагирует на опасность нового локдауна в Китае или перспективу европейского эмбарго на российские углеводороды, а вовсе не на решения Байдена. В то же время в апреле суточные поставки из резервов оказались в пределах 525 тыс. баррелей в сутки, это почти в два раза ниже заявленных объемов.

Тем не менее в этой ситуации становится любопытно, каков план нынешней администрации американского президента по наполнению нефтяных резервов, поскольку распродают они нефть, купленную еще за $40-90 за баррель, а вот наполнять резерв им придется более дорогим сырьем. США уже анонсировали первые сделки по восполнению SPR. В конце апреля стало известно, что 60 млн баррелей для этих целей планируется законтрактовать уже осенью. По всей видимости, Вашингтон очень надеется, что к концу 2022 года цены на нефть снизятся. Однако пока ничто не предвещает такого развития событий — скорее, наоборот. По прогнозу управления энергетической информации Минэнерго США, средняя стоимость Brent в текущем году составит $103 за баррель.

Стоит отметить, что одной из причин подорожания нефти является потеря интереса нефтяных компаний к росту производства: они не хотят или не могут вкладывать деньги в добычные проекты. И это, кстати, логически вытекает из основных климатической повестки, которая последние несколько лет принижала значение углеводородов. Устами Греты Тунберг было объявлено, что нефть — устаревший и опасный товар. Видимо, после этого нефтяные компании решили больше не связываться с общественным мнением, «забить» на добычные проекты, а вместо этого «снимать сливки» с хорошей ценовой конъюнктуры. Кроме того, не стоит забывать, что инвестировать в нынешнюю добычу компании должны были в 2015–2017 годах. Именно тогда рынок переживал кризис и резкое падение цен. На сегодняшний день ситуация весьма плачевная: глава Occidental Petroleum Вики Холлаб заявила, что нефтяные компании по всему миру пытаются увеличить добычу, но им с трудом удается делать это без ущерба для доходов акционеров.

Более того, министры нефти Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов предупредили о приближении катастрофы: «Я динозавр, но я никогда не видел таких вещей», — заявил, имея в виду рост цен на нефтепродукты, министр энергетики КСА принц Абдель Азиз бин Салман, который участвует в заседаниях ОПЕК с 1980-х годов. «Мир должен пробудиться к существующей реальности. В мире заканчиваются энергетические мощности на всех уровнях», — цитирует его Bloomberg. Министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи заявляет, что без дополнительных инвестиций по всему миру ОПЕК+ не сможет гарантировать достаточные поставки нефти, когда спрос полностью восстановится после пандемии.

Пока всю ответственность за рост цен на нефть перекладывают на нефтегазовые компании, которые вначале стали изгоями климатической повестки, а потом вдруг решили «недальновидно» сократить инвестпрограммы.

Так, Bloomberg уже обвинил пять нефтяных мейджоров — Shell, TotalEnergies, BP, Exxon Mobil Corp., Chevron Corp. — в поддержке энергетического кризиса. Данный упрек строится на том, что за I квартал 2022 года они заработали $36,6 млрд прибыли или порядка $400 млн свободных денежных средств в день, но при этом строго контролировали свои капрасходы: «В предыдущие периоды высоких цен на нефть крупные компании вкладывали бы значительные средства в глубоководные проекты с длительным циклом, добыча в которых не будет вестись в течение многих лет. Такого рода проекты сейчас не обсуждаются», — сообщает агентство. Вместо того чтобы тратить деньги на новые проекты, компании предпочитают увеличивать выплаты акционерам после нескольких лет низкой доходности. Bloomberg приходит к выводу, что главные причины такого поведения компаний — это климатические проблемы и неопределенность в отношении будущего направления спроса на нефть. Однако, учитывая динамику цен, даже эти выводы кажутся неочевидными.

Любопытно, что заряд патриотизма подрастерял и сланцевый сектор, который до 2020 года умудрялся проявлять чудеса живучести, постоянно радовал власти США ростом добычи и, соответственно, способностью сдерживать мировые цены на нефть. То есть получается, что при $40-60 за баррель дорогая добыча из низкопроницаемых коллекторов развивалась стахановскими темпами, в нее верили инвесторы, несмотря на профицит на мировом нефтяном рынке, а при более чем $100 и намечающемся дефиците почему-то сланцевые проекты стали пробуксовывать. Якобы все озаботились только прибылью и возвратом долгов, а вера в светлое будущее куда-то улетучилась. Хотя именно сланцевый сектор, как считается, имеет более короткий инвестиционный цикл, поэтому ему было бы легче нарастить добычу.

Напомним, что в 2019 году США добывали рекордные 12,3 млн баррелей в день, а число работающих на нефть буровых установок составляло 683 единицы. Согласно последним данным, добыча в США сейчас составляет 11,9 млн баррелей в день. К концу года Минэнерго США ожидает 12,01 млн, но это все равно меньше уровня марта 2019 года. В 2023 году ведомство ожидает рекордных 12,85 млн баррелей. Однако рост этот кажется небольшим, учитывая высокую стоимость черного золота. Кроме того, не совсем понятно насколько увеличится вклад в добычу страны сланцевой нефти.

Безусловно, развернуться сланцевому сектору мешают и объективные причины. В частности, резкое подорожание стройматериалов: на 40% выросли цены только на сталь, увеличилась и стоимость бурения. Компании также жалуются и на дефицит сотрудников, занятость в секторе обслуживания нефтяных месторождений США сдерживается нехваткой квалифицированного персонала. При этом рост все же присутствует. Например, согласно анализу данных Министерства труда, проведенному отраслевой торговой группой Energy Workforce and Technology Council, в национальном масштабе занятость в этом секторе в последнее время увеличилась более чем на 8600 человек, до 622309 человек.

Аналитики считают, что объем нефти, перекачиваемой по трубопроводам с крупнейшего сланцевого месторождения США в экспортные центры на побережье Мексиканского залива, может вырасти до допандемического уровня к октябрю. Однако, как сообщила Вики Холлаб, Occidental Petroleum уже отказалась от программы использования нескольких буровых установок, а на 2022 г. прогнозирует лишь небольшой рост добычи.

Не стоит забывать, что сланцевая добыча — это прежде всего финансово-политический проект американской власти.

Политический, потому что именно он смог обрушить стоимость нефти в 2014–2015 годах, и продержать ее на достаточно низких показателях до 2020 года. А финансовый — из-за беспрецедентно низких кредитных средств, которые выдавались отрасли за весь этот период. То есть банковский сектор выступал в качестве инструмента, который накачивал сланцевиков кредитами практически с отрицательной процентной ставкой. Причем, очевидно, что никто не требовал от них скрупулезности в вопросе возврата средств, поскольку все понимали, что вернуть деньги при стоимости $40-60 за баррель сланцевые компании вряд ли не смогут.

Однако после прихода к власти демократов Соединенные Штаты сменили свои цели. На смену лозунгу Трампа «сделаем Америку снова великой» и курса на возврат в страну производства, администрация Байдена традиционно сделала ставку на финансовый сектор. Главным американским товаром вновь стал доллар, который решили укрепить ужесточением денежно-кредитной политики. 6 мая Федеральная резервная система США второй раз подряд повысила процентную ставку. Причем сразу на 50 базисных пунктов, и это произошло впервые с мая 2000-го. На этом фоне о льготном кредитовании можно забыть. Поэтому теперь американцы будут просто вынуждены жить с дорогим бензином.

По данным Американской ассоциации автомобилистов, средняя стоимость бензинов стране достигла $4,432, это на $0,15 выше, чем неделю назад. В штате Калифорния за галлон просят в среднем $5,87, на некоторых заправках в штате — $6. Цены на дизель в США достигли нового рекордного уровня в $5,56 за галлон, что на 76,5% больше, чем год назад.

Доцент ВШЭ Станислав Рогинский подчеркнул, что политика демократов, в отличие от республиканцев, больше ориентирована на экологическое лобби. Весь реальный сектор экономики, в том числе и нефтегазовый, выступал сторонником Трампа и финансировал его предвыборную кампанию: «Для увеличения сланцевой добычи нужны налоговые послабления, которые были введены Трампом и отменены Байденом. Это были широкие преференции, которые затрагивали как доступ к нефтепроводам, так и налоговые послабления экологического законодательства. Сейчас сланцевую добычу пытаются вытянуть крупные игроки рынка, но сланцевики — это большое количество активных мелких компаний, а им при отсутствии преференций работать невыгодно. Этот сектор не может развиваться без серьезной господдержки, а она противоречит программе демпартии США», — заявил эксперт. В перспективе рост сланцевой добычи может повлиять на стоимость нефти, несколько снизить ее, но надо смотреть, что будет со спросом:

«Сейчас в стоимости нефти военная премия составляет примерно 20%, как будет далее развиваться нефтяной рынок, неизвестно»,

— уточнил Рогинский.

Экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев предположил, что ужесточение кредитно-денежной политики ФРС и рост процентной ставки пока не могли сказаться на кредитовании сланцевого сектора, поскольку ставка там растет с нуля: «Есть проблема с серьезным ростом себестоимости сланцевой добычи. Кроме того, в США очень важен лоббизм. Демократы и Байден — это не нефтяные лоббисты. Многие люди в штатах считают, что нефтяники — это Трамп, то есть плохие парни. Учитывая, что Трамп собирается вернуться и показать всем „мать Кузьмы“, я не исключаю, что нефтяной сектор собирается поддержать его на будущих выборах. В связи с этим нефтяные компании сейчас могут даже придерживать добычу», — указал эксперт.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что физически у сланцевой отрасли есть перспектива увеличения добычи, но вопрос в экономических стимулах: «Во-первых, основные сливки со сланцевых месторождений уже сняты. И сланцевая отрасль выживала в кризисы 2015–2016 годов и 2020 года за счет концентрации добычи на рентабельных месторождениях с самой низкой себестоимостью, то есть выкачивали самую дешевую нефть. Каждая последующая скважина имеет большую себестоимость, чем предыдущая, с каждым годом себестоимость добычи увеличивается. Во-вторых, сейчас сланцевые компании не верят в то, что им дадут нормально развиваться. Предыдущий сланцевый бум, который был в 2010–2020 годы, прошел на волне уверенности в росте заработков, то есть каждое подорожание нефти скачкообразно увеличивало сланцевые проекты. Инвесторы все вкладывали в рост добычи. В настоящее время их стратегия существенно поменялась. Собственники компаний стараются больше снять кэш, получить прибыль, а не тратиться на производство. Они не понимают сигналы рынка. С одной стороны, американская администрация по всему миру ищет, кто бы отозвался на их просьбу увеличить добычу, призывает нарастить производство нефти в США. С другой — первые указы, которые подписал Байден в качестве президента, были направлены против нефтяной отрасли. Плюс финансовые институты полностью шли в зеленой риторике, говорили, что они не будут выдавать кредиты под любые нефтегазовые проекты. Сейчас они их выдают только под высокий процент, а дешевые кредиты выдают всевозможным зеленым проектам», — рассказал эксперт.

То есть, несмотря на призывы Белого дома добывать больше нефти, экономические условия для мировой нефтяной добычи ухудшаются, в том числе и в США:

«Американские сланцевики помнят, как засудили Shell за недостаточную декарбонизацию. Поэтому, как только цена снизится, вернется и климатическая риторика. Сейчас все осторожничают»,

— резюмировал Юшков.

В этой ситуации Байдену ничего не остается, как обсуждать с премьер-министром Италии Марио Драги идею создания картеля покупателей нефти, а также дежурно обвинять в энергокризисе российского президента: «Мы заметили, что в марте выросли цены на топливо, это из-за Путина, из-за него также поднялись и цены на еду», — заявил американский лидер. Собственно, а что он еще может сказать, если все попытки его администрации контролировать мировые цены на нефть заканчиваются фиаско.

Чтобы сохранить свое политическое реноме, Вашингтон отправляет нефть из своих стратегических резервов в Европу. По данным Bloomberg, два танкера с высокосернистой нефтью из хранилищ в Техасе и Луизиане уже находятся в пути в Италию и Нидерланды. Судя по всему, МЭА действительно стоит беспокоиться за нефтяную политику Байдена. При этом глава Ассоциации нефти и газа США Тим Стюарт считает, что энергетический кризис, который сейчас переживает страна, может быть самым сложным за последние 50 лет: «У этой администрации нет стратегии, которая поможет выйти из кризиса. И, откровенно говоря, все действия, которые они предпринимают, контрпродуктивны для тех из нас, кто пытается решить эту проблему», — заявил Стюарт в эфире телеканала Fox News.

#Цены на нефть #США #Аналитика #Сланцевая нефть #Сланцевая добыча #Бензин США
Подпишитесь