Posted 13 мая 2022, 10:10

Published 13 мая 2022, 10:10

Modified 16 августа 2022, 21:50

Updated 16 августа 2022, 21:50

Топливный рынок и энергетика Калифорнии: «Внимание, не пытайтесь повторить дома!»

13 мая 2022, 10:10
«Зеленый» шаблон американского штата привел к регулярным веерным отключениям, дефициту энергии и к высочайшим в США ценам на топливо.

Штат Калифорния в США становится одним из самых ярких примеров того, что бывает с регионом, если местные власти бросаются в крайности, когда дело заходит о политике перехода на «зеленую» энергетику.

Калифорния может гордиться высокой долей ВИЭ-генерации в своем энергобалансе, которая в 2021 году составила (не считая гидроэнергетику) почти 34%. Более того, по данным Управления энергетической информации США, если учитывать еще и мелкомасштабные солнечные фотоэлектрические системы в домохозяйствах, то ВИЭ-объекты обеспечивали до 40% общего производства электричества в Калифорнии. В 2021 году она стала крупнейшим в стране производителем энергии из солнечных, геотермальных источников и биомассы.

Однако цена такого достижения крайне высока. В американском штате, который долгие годы считался одним из наиболее благополучных в стране, отключения электричества на предприятиях и в домохозяйствах становятся пугающе привычным явлением.

В начале мая чиновники и представители крупнейших энергетических компаний из Калифорнии опубликовали прогноз работы электросети региона. В документе говорилось, что штату уже сегодня не хватит мощности для поддержания света во всех домах, если в регионе произойдет лесной пожар или другие «экстремальные явления», например, сильная жара. Выходит, так называемый курс на устойчивое развитие ESG, при всей своей высокотехнологичности в «зеленой» энергетике, не может обеспечить штат электричеством, если лето просто будет очень жарким (или зима холодной).

В офисе губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома в начале мая заявили, что в штате в 2022-м ожидается потенциальный дефицит мощности выработки в 1700 МВт. Более того, показатель может возрасти до 5000 МВт, поскольку вскоре местные власти начнут облагать энергетические компании дополнительным объемом налогов, которые затронут тех, кто генерирует энергию за счет использования газа. Демократы требуют сделать это в Калифорнии еще с апреля текущего года. Для сравнения: мощность ВИЭ-объектов в штате в летний период (максимальная выработка) — 34956 МВт. Это все в условиях, когда уже сегодня перебои электричества в Калифорнии, как пишет Reuters, затрагивают от 1 до 4 млн человек (всего в штате проживает 39,2 млн).

Энергодефицит для Калифорнии в 2022 году — это не просто неудачное стечение обстоятельств (потенциально высокие температуры летом, ремонт на электростанциях, дороговизна углеводородов), а тенденция, которая, как признают местные власти, будет наблюдаться в штате еще долго. По словам чиновников из Калифорнийской энергетической комиссии, Комиссии по коммунальным услугам, Калифорнийского независимого системного оператора и офиса губернатора, даже в 2025 году в штате будет дефицит мощности около 1800 МВт.

Власти штата прогнозируют ежегодное повышение тарифов на электроэнергию от 4% до 9% до 2025 года. Это при том, что жители Калифорнии и так платят за электричество намного больше, чем их сограждане из других регионов США. С 2010 по 2020 год тарифы на энергию в Калифорнии росли почти в 7 раз быстрее, чем в среднем по США. Более 3,3 млн домохозяйств в этом штате имеют просроченные счета за коммунальные услуги на общую сумму $1,2 млрд.

Несмотря на это власти Калифорнии поставили перед собой цель — к 2030 году получать 60% своей энергии из возобновляемых источников. В 2045 году власти штата намерены полностью лишить Калифорнию источников генерации, работающих на ископаемом топливе. Цели очень амбициозные, поскольку, к примеру, для отопления домов в Калифорнии ископаемое топливо играет еще слишком большую роль, чтобы от него так просто отказаться.

Дорогая энергия в Калифорнии сильно влияет и на стоимость воды. Около 20% электричества, потребляемого штатом, уходит на перекачку и очистку воды. Дефицит и удорожание счетов за ее потребление негативно отражается не только на кошельке простого обывателя, но еще и бьет по карману фермеров.

В среднем Калифорния импортирует около 28% своей электроэнергии из других штатов. Иногда закупки производятся даже из Мексики. Разумеется, в жаркие дни соседние штаты больше сами нуждаются в энергии, поэтому сокращают поставки электричества в Калифорнию, а значит, ее власти будут вынуждены отключать электроэнергию в домах и на предприятиях из-за дефицита.

Казалось бы, учитывая что регион постепенно отказывается от угля, газа, мазута и все больше зависим от ВИЭ-объектов, работа которых весьма нестабильна из-за погодных условий, нужно искать внутренние источники генерации с гарантированным объемом выработки. Идеальный вариант в таком случае — это атомная энергетика. Увы, но власти Калифорнии планируют досрочно закрыть Diablo Canyon Power Plant, последнюю оставшуюся в штате атомную электростанцию​.

Конечно, есть еще гидроэнергетика. Все-таки Калифорния стоит на четвертом месте среди штатов в Америке по величине выработки энергии от гидроэлектростанций. Однако такой тип генерации в этой части США может быть крайне нестабильным. Если в 2017 году гидроэлектростанции обеспечили 21% от всей выработки энергии в Калифорнии, то в 2021 году из-за сильной засухи этот показатель снизился до 7%.

Надеяться на гарантированные поставки электричества от «ветряков» и солнечных панелей вообще не приходится. 2020 год наглядно показал, что именно эти ВИЭ-объекты стали одним из важнейших факторов, вызвавших отключения электроэнергии в Калифорнии в летний период. При этом власти и бизнес штата не могут достаточно быстро (чтобы вовремя выполнить план перехода на «зеленую» энергетику к 2045 году) строить коммуникации, связывающие инфраструктуру городов и ВИЭ-объектов. Через 30 лет текущая пропускная способность энергосети штата должна увеличиться почти втрое, но в Калифорнии постоянно вспыхивают протесты местных жителей, яростно выступающих против строительства линий электропередач на их территории.

Еще в 2020 году власти штата поставили цель — к 2035 году сделать весь транспорт углеродно-нейтральным. Для этого Калифорнии ежегодно надо покупать до 1 млн новых электромобилей (включая общественный и грузовой транспорт). Однако электрическая сеть региона пока еще не предназначена для обслуживания такого количества электромобилей.

Это уже не говоря о создании инфраструктуры, необходимой для работы станций быстрой подзарядки, на которых один электромобиль заряжается не 40 минут, как обычно, а гораздо быстрее. Чтобы быстро восполнить заряд аккумулятора, скажем, Tesla Model 3 с емкостью около 100 кВт*ч, потребуются токи мощностью в единицы мегаватт. Для этого нужна специальная инфраструктура, способная пропускать огромные объемы энергии. Как правило, такие коммуникации используется для поставок электричества на заводы, а не на заправки.

Кто в Калифорнии станет массово строить такие линии электропередач, и за чей счет будет решаться подобная проблема, неизвестно. Впрочем, даже если деньги найдутся, а работы закончат в срок, это в любом случае приведет к тому, что к 2035 году в штате еще больше вырастет спрос на электричество, которого не хватает уже сегодня.

Увеличение налогов для компаний, использующих газ, закрытие АЭС, отказ от авто с ДВС и попытки электрифицировать все вокруг, игнорируя экономическую целесообразность, по сути увеличивают риски для работы энергосистемы Калифорнии. А ведь она изначально не рассчитана на дополнительную нагрузку, при которой ей закрывают доступ к генерации, функционирующей за счет природного газа, особенно в зимний период (либо в летний при условии сильной жары и уменьшении поставок электричества из соседних штатов).

Скорее всего, частые отключения заставят домохозяйства и предприятия в Калифорнии де-факто оплачивать два счета за электричество: один предприятию, которое является официальным поставщиком энергии для дома, а другой — за топливо, необходимое для работы дизельного генератора, которые, все чаще используют в качестве запасного источника. Может ли себе это позволить большая часть населения штата? Учитывая, что Калифорния — это штат, который находится в списке лидеров по уровню бедности, вряд ли.

В 2018 году Калифорния была лидером в этом списке. 18% ее жителей жили за чертой бедности. С 2019 года показатель несколько улучшился — до 13-14%, но остался таким вплоть до 2022 года. Учитывая столь непростую ситуацию в штате, долги за постоянно дорожающие коммунальные услуги в Калифорнии, скорее всего, будут расти и дальше.

Топливный рынок Калифорнии тоже трансформируется не в лучшую для потребителей сторону. Власти штата, несмотря ни на что, хотят сократить выбросы парниковых газов в регионе от автомобилей. Даже для тех, кто еще не пересел на электромобиль, уже есть требование — использовать в теплое время года определенную смесь автомобильного бензина под названием California Reformulated Gasoline (CaRFG).

Топливо CaRFG, которое создают калифорнийские НПЗ, является более экологически чистым, чем в других штатах Америки. Его создание обходится дороже, чем обычного бензина, поэтому рядовые калифорнийцы традиционно платят за топливо на АЗС гораздо больше, чем американцы из других штатов. Особенно сильно это стало заметно в 2022 году, когда начала расти цена моторного топлива по всей стране.

Как пишет Los Angeles Times, ссылающаяся на отчеты Western States Petroleum Assn, политика штата Калифорния повысила цену бензина в конце января на $0,34 за литр. Почти две трети этой суммы сформированы за счет акциза штата и налога с продаж на моторное топливо, а остальное — за счет стоимости низкоуглеродистого топливного стандарта и программы cap-and-trade (сокращение выбросов углекислого газа). В итоге с марта 2022 года именно этот штат стоит в самом вверху списка по дороговизне бензина (в марте $1,6 за литр, в то время как средняя цена по США — около $1,1 за литр).

Из-за требований по использованию CaRFG калифорнийские НПЗ все время работают почти на полную мощность. Но иногда даже этого оказывается недостаточно. В соседних штатах не производят в массовом порядке CaRFG, поскольку власти не требуют от потребителей покупать именно такой тип топлива. Нет и трубопроводов, по которым его можно было бы доставлять из разных частей США в Калифорнию.

В итоге топливный рынок штата как бы стал анклавом, который может потреблять только собственный ресурс, а на внешние поставки рассчитывать почти не приходится.

CaRFG поступает в регион только морским путем, причем нередко даже из других стран, а значит, когда НПЗ в Калифорнии уходят на внеплановый ремонт, АЗС приходится неделями ждать, чтобы топливо поступило в штат в нужном объеме. Это создает дополнительные риски дефицита на рынке. Стоит добавить, что Калифорния — это второй штат в стране по потреблению автомобильного бензина после Техаса. Транспортный сектор использует до 85% нефти, потребляемой в штате. При таких объемах потребления и зависимости от ресурса логично было бы создавать инструменты для диверсификации поставок и производства топлива. Однако власти Калифорнии сделали все наоборот, требуя покупать именно CaRFG.

Энергетическая политика чиновников из Калифорнии должна стать образцом для всего мира. Это пример того, как не надо делать. Стоимость преобразования энергосети для работы от солнечной энергии, ветра и других типов ВИЭ никто из политиков не называет, но она, очевидно, запредельная, особенно сейчас, когда цена редкоземельных металлов бьет рекорды по всему миру. Домохозяйства уже сегодня сталкиваются с трудным выбором — платить тысячи долларов в месяц за «зеленое» электричество или страдать от энергетической бедности. Учитывая накопленные долги, выбирать второй вариант будут все чаще.

Правила торговли и производства на топливном рынке делают бензин для потребителя в Калифорнии дороже, чем в других уголках страны, а власти даже не пытаются это исправить. Если так пойдет и дальше, то автомобильных пробок в штате через несколько лет, возможно, станет меньше, да и воздух будет чище, ведь электростанции на ископаемом топливе закроются. Правда, население, заглядывая в свои кошельки, этому вряд ли обрадуется.

Подпишитесь