Posted 11 мая 2022, 08:25
Published 11 мая 2022, 08:25
Modified 17 сентября 2022, 07:31
Updated 17 сентября 2022, 07:31
В официальном сообщении сказано: «ОГТС информирует, что с 7.00 11 мая 2022 года прием газа в ГТС Украины в физической точке соединения „Сохрановка“ осуществляться не будет, оператор сообщает о наступлении форс-мажорных обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшую транспортировку газа через ГИС „Сохрановка“ и пограничную компрессорную станцию (КС) „Новопсков“, находящиеся под контролем РФ».
По данному маршруту осуществлялся транзит почти трети объема российского газа в европейские страны (до 32,6 млн куб. м в сутки).
В дополнение в этому 2 мая на аукционе Газпром не заказал прокачку газа через Польшу по трубопроводу «Ямал-Европа» в III квартале текущего года, а аукцион по бронированию дополнительных мощностей транзита газа через Украину на этот же период был отменен, потому что «Оператор ГТС Украины» не предложил дополнительные транзитные мощности на III квартал через газораспределительные станции «Суджа» и «Сохрановка».
Ситуация развивается по кризисному сценарию, при этом с неприятным для всех сторон ускорением. В ближайшее время странами Евросоюза будет принят 6-й пакет санкций, который предполагает отказ от импорта нефти из России в течение шести месяцев, и отказ от импорта российских нефтепродуктов до конца текущего года. Затягивание с принятием эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты связано с попытками некоторых стран ЕС добиться для себя послабления по срокам введения эмбарго.
Заметим, что стратегически против эмбарго никто из европейских покупателей не возражает.
Сокращение транзитных мощностей по прокачке российского газа в Европу в III квартале текущего года хоть и происходит без каких-то централизованных политических договоренностей, но по своей сути ничем не отличается от процесса подготовки к «нефтяному эмбарго» с поэтапным уменьшением объемов импорта из России.
Учитывая ускорение этих процессов, стоит задать вопрос о готовности российского нефтегазового сектора к адекватному реагированию на уменьшение объемов поставки (а по самому негативному сценарию и полному прекращению экспорта) на европейском направлении. Причем если нефтяная логистика еще может проявить определенную гибкость, учитывая наличие как трубопроводных, так и морских маршрутов, сопоставимых по объему, то экспорт газа в большей степени зависит от транзитных трубопроводных маршрутов.
Да, некоторые отечественные эксперты считают, что российский газ может быть полностью перенаправлен из Европы в Азию, но на данный момент отсутствует адекватная этой задаче экспортная инфраструктура: необходимо построить новые газопроводы и заводы СПГ, что потребует времени.
Объективности ради нужно отметить, что переориентация российских поставок в Азию обусловлена не только нарастающей конфликтностью между Россией и Западом и стремлением европейских потребителей отказаться от нефти газа из России, но и фундаментальными рыночными факторами. Эксперты отмечают, что уже к 2025 году более половины роста мирового спроса на природный газ придется именно на азиатские страны, в первую очередь, на Китай и Индию, а его потребление в АТР вырастет примерно на 160 млрд кубометров. Но в какой срок российские экспортеры смогут перенаправить объемы с европейского на азиатский рынок? 3-5 лет? Возможно. Но если российская нефть имеет высокие шансы находить своего покупателя в Европе и после введения эмбарго в силу очень гибкой логистики, то газовые поставки рискуют оказаться (используя шахматную терминологию) в транзитном эндшпиле уже в ближайшее время.