Posted 8 мая 2022,, 13:04

Published 8 мая 2022,, 13:04

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Нефть Победы

8 мая 2022, 13:04
Война моторов — так еще Великую Отечественную называют российские нефтяники, в том числе благодаря трудовому подвигу которых и выиграла войну наша страна.

Великую Победу завоевывали, ковали и в буквальном смысле добывали и в тылу. Без танков и самолетов врага невозможно было победить. Но военной технике нужно было топливо. И большая страна перекраивала карту стратегических объектов, переносила сложнейшие технологические производства в зависимости от линии фронта.

Армия моторов

«Современная война будет войной моторов: моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой, — говорил Иосиф Сталин, выступая на заседании Главного военного совета 13 января 1941 года. — В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов». Накануне войны Советский Союз быстро наращивал техническую оснащенность вооруженных сил.

Поставки вооружения Красной армии в 1937–1940 гг.

Вооружение

1937 г.

1938 г.

1939 г.

1940 г.

Самолеты, ед.:

4435

5469

10362

10565

- бомбардировщики

1303

2017

2744

3575

- истребители

2129

2016

372

4657

- другие типы

1003

1436

3892

2333

Танки, шт.:

1599

2271

2986

2790

- тяжелые (Т-35, КВ)

10

11

6

243

- средние (Т-28, Т-34)

39

96

131

127

- легкие (Т-26, Т-37, Т-38, БТ, Т-40)

1510

2164

2849

2296

В годы войны отечественные вооруженные силы претерпели масштабные изменения. Официальные данные показывают, что после тяжелого периода 1941 — начала 1942 года вооруженность советской стороны основными видами тяжелого оружия начала последовательно расти и в целом была гораздо лучше, чем у противника. Особенно резко техническая оснащенность советских войск увеличилась со второй половины 1944 года. По состоянию на 1 января 1945 года СССР имел 11 тыс. танков и САУ, 91,4 тыс. орудий и минометов и 14,6 тыс. боевых самолетов, в то время как вермахт и его союзники — 4 тыс. танков и штурмовых орудий, 28,5 тыс. орудий и минометов и около 2 тыс. боевых самолетов. На завершающем этапе войны в Европе советские войска превосходили противника по танкам и штурмовым орудиям в 2,8 раза, по орудиям и минометам — в 3,2 раза, по боевым самолетам — в 7,3 раза.

Широко растиражированное в массовом сознании представление о том, что «отсталый» Советский Союз выиграл войну, «завалив врага трупами», полностью опровергается приведенными данными. Потери были высокими, но характеризовать армию, как отсталую, никак не приходится. Это были современные, технически оснащенные и отвечавшие главной тенденции моторизации вооруженные силы.

Точка уязвимости

Для моторов было необходимо нефтяное топливо. Однако противоборствующие во Второй мировой войне стороны характеризовались принципиально разным уровнем нефтяных ресурсов. Державы антигитлеровской коалиции располагали значительными запасами нефти и производственными мощностями, тогда как положение стран оси (Германии, Италии, Японии) практически полностью (порядка 90%) зависело от внешнего поступления сырья.

Добыча нефти в мире в 1938 г.

Страна

Добыча, млн тонн

Доля в мировой добыче

США

164,1

58,6%

СССР

30,2

10,8%

Венесуэла

27,5

9,8%

Иран

10,4

3,7%

Голландская Ост-Индия (Индонезия)

7,4

2,6%

Румыния

6,6

2,4%

Мексика

5,5

1,9%

Ирак

4,3

1,5%

Колумбия

3,0

1,1%

Тринидад

2,6

0,9%

Аргентина

2,4

0,8%

Перу

2,1

0,7%

Бахрейнские о-ва

1,1

0,4%

Борнео

0,9

0,3%

Канада

0,9

0,3%

Германия

0,55

0,2%

Польша

0,51

0,18%

Япония

0,4

0,1%

Австрия

0,06

0,02%

Венгрия

0,04

0,014%

Италия

0,013

0,005%

Нефтяной юг

Советский Союз уверенно занимал второе место в мире по добыче нефти. Основная добыча была сконцентрирована юге страны, где в 1940 году добывалось порядка 85% всей нефти. Более 70%, или 22,231 млн тонн, обеспечивала Азербайджанская Республика — Баку. Крупными центрами нефтедобычи являлись также Краснодарский край (2,242 млн тонн) и Чечено-Ингушская АССР (2,229 млн тонн) — 7,21 и 7,16% от общесоюзного показателя соответственно.

Как вспоминал позже министр вооружений и военной промышленности Германии Альберт Шпеер, немцы «вторглись в Россию из-за нефти». «Я знаю, — признавался он в одном из своих интервью, — что выдвигалось много причин, но я могу вас заверить, что было для Гитлера главным приоритетом: снабжать нас горючим».

Добыча нефти в СССР по регионам, 1940 г.

Республики и территории

Добыча нефти, тыс. тонн

Всего по СССР

31100

Азербайджанская ССР

22231

Краснодарский край

2242

Чечено-Ингушская АССР

2229

«Второе Баку» (Башкирская АССР, Куйбышевская и Молотовская области)

1819

Казахская ССР

697

Туркменская ССР

587

Сахалинская область

505

Украинская ССР

351

Узбекская ССР

114

Коми АССР

70

Каждая тонна — фронту

Во время войны у нефтяников был свой нефтяной фронт: «Каждая тонна нефти — это наш залп по Гитлеру!» В первый год войны отрасль не допустила обвального падения нефтедобычи. Более того, за счет первого полугодия в 1941 году добыли даже больше, чем в 1940-м. В самом критичном для нефтяников 1942 году, когда перед отступлением армии были уничтожены промыслы Краснодарского края и начались жесточайшие бои за северокавказские месторождения, союзная добыча черного золота составила 70,7% от довоенного уровня, что само по себе было огромным достижением. Падение продолжилось и в 1943 году (57,8% от уровня 1940-го). Однако уже в 1944 году начался хоть и небольшой, но рост, который продолжился в 1945-м. По итогам последнего военного года добыча нефти составила 19,4 млн тонн, или 62,5% от уровня 1940 года.

Добыча нефти, тыс. тонн

Год

СССР

Азербайджанская ССР

Доля добычи АзССР в общесоюзном показателе, %

1940

31121,0

22231,0

71,4

1941

33038,0

23541,0

71,3

1942

21987,9

15739,2

71,6

1943

17983,7

12715,4

70,7

1944

18261,0

11871,2

65,0

1945

19436,1

11540,0

59,4

Перестройка производства

Тяжелые времена переживала и нефтепереработка страны. Выпуск почти всех видов жидкого топлива в 1945 году составлял существенно меньшую величину, чем в 1940 году: производство автомобильного бензина — 61,2% от довоенного уровня, керосина — 58,2%, дизельного топлива — 82,4%. Исключением явился лишь авиационный бензин, производство которого по сравнению с довоенным уровнем существенно выросло. Максимальный объем пришелся на 1944 год и составил 1,3 млн тонн, или 150% от довоенного показателя.

Отечественная нефтеперерабатывающая промышленность сумела переориентироваться на выпуск наиболее востребованных нефтепродуктов и существенно нарастить мощности по производству дефицитного топлива для самолетов.

Производство жидкого топлива в годы ВОВ

Производство жидкого топлива, тыс. тонн

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Бензин

4435

4306

2537

2782

3792

3159

в том числе:

- автомобильный

3476

2983

1611

1763

2440

2126

- авиационный

889

1269

912

1007

1334

1017

Керосин

5553

4497

1906

2742

3156

3231

в том числе тракторный

4611

3829

1831

2509

2943

3024

Дизельное топливо

629

936

209

478

535

518

Моторное топливо

1459

1313

306

535

419

528

Мазут топочный (валовый)

9858

9211

5305

5236

7011

6051

Всё для Победы!

Несмотря на сокращение производства, поставки нефтепродуктов для армии и флота не стали критичными. В литературе называют разные оценки потребления ГСМ Вооруженными силами СССР за все время ВОВ. Официальная оценка — 13,4 млн тонн. В «Итогах работы тыла в период Великой Отечественной войны», составленных 26 июня 1947 года, подчеркивалось: «Обеспечение… армии дизельным топливом, керосином и лигроином ресурсами производства не лимитировалось».

Расход ГСМ вооруженными силами в 1941–1945 гг.

ГСМ

Объемы, тыс. тонн

Высокооктановые авиабензины

2998,4

Низкооктановые авиабензины

1483,0

Автомобильный бензин

5750,1

Дизельное топлива

911,1

Керосин и лигроин

1103,9

Авиамасла

325,7

Автотракторные масла

370,7

Прочие продукты

415,8

Итого

13358,7

"