Posted 27 апреля 2022, 06:44
Published 27 апреля 2022, 06:44
Modified 17 сентября 2022, 07:29
Updated 17 сентября 2022, 07:29
Накануне польский концерн PGNiG сообщил, что получил от «Газпрома» уведомление о полной приостановке поставок газа с 27 апреля. «26 апреля „Газпром“ сообщил PGNiG о намерении полностью приостановить поставки по Ямальскому контракту в начале контрактного дня 27 апреля», — говорится в сообщении компании. По данным источника в PGNIG, поставки газа из России прекратятся с 8 утра 27 апреля.
Кроме того, Минэнерго Болгарии сообщило о том, что «Газпром» проинформировал болгарскую «Булгаргаз» о прекращении поставок газа с 27 апреля, передает Reuters.
Отметим, в январе, еще до начала спецоперации РФ на Украине, директор ассоциации компаний газовой промышленности страны Zukunft Gas Тим Келер заявил, что газопровод «Северный поток-2» запустят в течение 2022 года. Он сказал, что ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» благоприятно повлияет на цены и ситуация в Европе выровняется. «Я знаю, что европейские партнеры, которые вместе с „Газпромом“ участвовали в „Северном потоке-2“, очень заинтересованы в долгосрочных отношениях с крупнейшим поставщиком газа в Европу. Нам, безусловно, необходимо более сильное развитие рынка природного газа в Европе, в частности в Германии. Так что в будущем спрос будет удовлетворен, и стратегическая роль природного газа отразится в изменении энергетического баланса в Европе, в частности в Германии», — резюмировал тогда Келер.
Стоит предположить, что если (что маловероятно в текущей ситуации) СП-2 все-таки начнет работу, то Германия станет крупнейшим европейским газовым хабом, так что и Польше что-нибудь достанется. В ином случае ничего не достанется, плюс Варшава, скорее всего, останется без транзитных доходов, но это уже она сама виновата, точнее, виноваты политические предпочтения руководства страны.
Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что из всех стран ЕС именно Польша имеет больше всего шансов остаться без российского газа ввиду своего нежелания оплачивать российский газ согласно новой схеме, предложенной «Газпромом». «Если подтвердится информация о прекращении поставок российского газа в Польшу в рамках действующего контракта, это будет означать, что польский контрагент не оплатил поставленный газ по той схеме, которая была предложена „Газпромом“. Со стороны российской компании переход на новую схему оплаты — не прихоть. Эта схема оплаты в рублях прописана в указе президента РФ и имеет юридическую силу. „Газпром“ не может от нее отказаться, так как это будет нарушением указа президента», — пояснил эксперт.
Он считает, что по некоторым косвенным признакам ряд контрагентов «Газпрома» уже перешел на оплату газа в рублях: «Судя по тому факту, что объем торговли евро на Московской бирже в первой половине апреля превысил объем торгов долларами, а также учитывая курс евро и доллара, можно предположить, что какие-то компании по новой схеме оплаты уже работают. Для Варшавы эта новость будет позитивной, так как теперь она сможет получать российский газ не только непосредственно из РФ, но и из Германии».
Фролов напомнил, что в 2022 заканчивается срок действия долгосрочного контракта на поставку российского газа в Польшу, то есть в любом случае поставки российского газа в эту страну должны были закончиться уже в текущем году: «С 2016 года Польша постоянно заявляла, что она не собирается продлевать долгосрочный контракт или заключать какой-то новый. Вместо этого она намерена покупать газ только через биржу. В текущих условиях я удивлюсь, если руководство Польши не продемонстрирует свою принципиальную позицию в отношении отказа от российских энергоресурсов».
В то же время эксперт уверен, что Польше без российского газа, мягко говоря, будет очень плохо, поскольку страна потребляет порядка 22 млрд кубометров, а закупала у «Газпрома» до 10 млрд, теперь треть всего газа у них пропадет: «Напомню, что Польша, как и другие страны ЕС, должна отказаться от угольной генерации. Для нее это наиболее болезненно, так как в настоящее время 70% электроэнергии в стране вырабатывается на угольных станциях. Замещение угля, по большому счету, может вестись только газом. Предполагалось, что Польша до 2030 года может увеличить потребление газа на 50%, то есть с 22 млрд кубометров примерно до 30 млрд кубометров. Поэтому возникает вопрос, а где же они его собираются брать? Норвежский газ, который поступает по Baltic Pipe, или СПГ не дадут нужные объемы».
Касаясь работы газопровода «Ямал-Европа», Фролов отметил, что контракт «Газпрома» на долгосрочный транзит по польскому участку газопровода закончился в мае 2020 года, после этого стороны перешли на аукционную систему взаимодействия: «В данный момент мощности „Ямал-Европы“ не забронированы. При текущем уровне падающего спроса на газ в ЕС я бы не ожидал, что „Газпром“ будет регулярно эти мощности бронировать, если, конечно, не решит поиздеваться над Варшавой».
По его мнению, наиболее вероятно, что по новой схеме платить за российский газ не захотят помимо Польши еще контрагенты в Прибалтике. «Позиция Прибалтики не совсем ясна. Представители Латвии выражали готовность работать по предложенной схеме. Литва же, напротив, отказывается, так как у нее есть СПГ-терминал, рассчитанный на прием большего количества газа, чем нужно этой стране. Вообще же, согласно экономической целесообразности, никто больше не должен отказаться от новой схемы оплаты и, соответственно, российского газа. Но тут мы упирается в политическую позицию, которая позволяет скрасить политические провалы многих европейских политиков, в рамках данной логики может быть все, что угодно», — резюмировал Фролов.