Постоянные представители стран-членов Европейского союза согласовали пятый по счету пакет антироссийских санкций. В него дежурно включили бизнесменов, журналистов, представители сил безопасности и военных. Однако наиболее примечательным стало то, что новые санкционные ограничения предполагают запрет на импорт или транзитные перевозки угля и других твердых ископаемых видов топлива (горючий сланец, торф и т. п.), запрет на доступ в порты ЕС судов под российским флагом. Исключение составляют суда, перевозящие сельскохозяйственную продукцию, продовольствие, гуманитарную помощь и энергоносители. Введены ограничения и для автотранспортных компаний России и Белоруссии.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уточнила, что санкции на доступ в порты включают в себя морскую блокаду России, поскольку теперь не только российские суда, но и суда, управляемым российскими операторами, больше не смогут заходить в порты ЕС. То есть те суда, которые ходят под иностранными флагами — а их значительное количество, — но управляются российскими операторами, также окажутся в дискриминационном положении кого угодно. По ряду мнений, все это вкупе с ограничениями для автотранспортных компаний может нанести довольно сильный удар по логистике.
Впрочем, согласно другой точке зрения, это не должно вызвать серьезных долгосрочных сложностей. Дело в том, что большая часть судов в силу налогообложения, действительно, ходит под «удобными флагами», в частности либерийским, Виргинских островов и т. д., а управляется российскими операторами. Однако кто запрещает регистрацию оператора в иностранной юрисдикции?
Что же касается экспорта угля, то тут есть большое уточнение. В ЕС уже принята программа по отказу от угля как энергоносителя. В частности, уже полностью отказались от угольной генерации Австрия, Бельгия, Португалия и Швеция. В ФРГ процесс перехода электростанций на другие источники энергии еще идет, пока в стране действуют угольные мощности на 40 ГВт. Отказ от них должен произойти к 2038 году, хотя ранее предполагалось сделать это к 2030 году.
Новые санкции предполагают, что в ЕС российских экспорт угля прекратится за 120 дней, в середине августа. Об этом сообщил канцлер Германии Олаф Шольц на брифинге после встречи с главами правительств федеральных земель ФРГ 7 апреля: «С моей точки зрения, мы должны будем использовать этот переходный период (в 120 дней). Если будет быстрее, то это хорошо, но нам нужно немного времени, и предприятиям нужно время, чтобы найти новых поставщиков» — уточнил канцлер. Кстати, германская ассоциация импортеров угля перечислила альтернативные варианты — Австралия, Колумбия, Индонезия, Мозамбик, ЮАР и США. Но не стоит забывать, что в нынешней геополитической ситуации 3 месяца — это большой срок. То есть пока экспорт продолжится, а что будет к середине августа, вообще никто не знает.
Согласно ряду экспертных оценок, уход от российского сырья останется для Европейского Союза стратегической задачей и после полного урегулирования конфликта. На примере угля будет видно, сколь длительным будет ценовой всплеск и сколь быстро пройдет перестройка логистических цепочек. Уже сегодня можно констатировать, что мартовский ценовой шок начал сходить на нет: цены на энергетический уголь в Роттердаме, подскочившие до $485 за тонну 7 марта, снизились до $290 за тонну к 8 апреля. Возможно, европейским потребителям придется доплачивать за транспортировку из-за увеличения логистического плеча. Однако в целом отказ от российского угля выглядит более чем реалистичным на горизонте четырех месяцев. Более того, на примере угля европейцы поймут, что «не так страшен черт, как его малюют», поэтому вслед за углем последуют и другие российские commodities. Неслучайно премьер Италии Марио Драги уже выступил с предложением ввести потолок цен на поставки российского газа.
Кирилл Родионов, эксперт Института развития технологий ТЭК:
«К угольному эмбарго могут присоединиться Великобритания, ранее уже заявлявшая о планах отказаться к концу 2022 года от импорта некоторых российских commodities, и Норвегия, которая в марте «переняла» большую часть санкций ЕС в отношении России. Доля ЕС, Великобритании и Норвегии в физических поставках энергетического угля из России в 2021 году составила 26% (47,1 млн т из 178,7 млн т), а в поставках бурого и коксующегося угля — 0,9% (119 тыс. т из 12,7 млн т) и 11% (3,4 млн т из 31,8 млн т) соответственно. Аналогичный порядок цифр характерен и для доли этих стран в структуре экспортной выручки: в случае энергетического угля она достигла 25% ($3,5 млрд из $13,7 млрд), а в случае бурого и коксующегося — 0,4% ($4 млн из $887 млн) и 9% ($358 из $3,8 млрд), согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС).
Четыре месяца — вполне реалистичный срок для замещения российского угля на европейском рынке. С одной стороны, скажется сокращение доли угольной генерации в ЕС (с 25% в 2015 г. до 14% в 2021 г., по оценке Ember), которое происходит из-за ввода в строй солнечных и ветровых генерирующих мощностей и удорожания углеродных квот, вынуждающего операторов угольных электростанций переплачивать за превышение лимита выбросов. С другой стороны, крупнейшим экспортерам энергетического (Индонезия) и коксующегося (Австралия) угля по силам взять на себя российские объемы экспорта: прошлогодние отгрузки энергетического и бурого угля из РФ в ЕС Великобританию и Норвегию (47,2 млн т) эквивалентны 11% суммарного экспорта этих типов угля из Индонезии (435 млн т); соотношение же поставок коксующегося угля (3,4 млн т) к его экспорту из Австралии (169 млн т, по данным Международного энергетического агентства) и вовсе составляет 2%.
Угрозу для российских угольщиков представляет и эмбарго со стороны Японии, о котором было объявлено 8 апреля. В 2021 г. в структуре экспорта коксующегося угля на долю Японии пришлось 9% физических поставок (2,9 млн т из 31,8 млн т) и 9% выручки ($338 тыс. из $3,8 млрд); в экспорте энергетического угля эти доли составили 11% (18,9 млн т из 178,7 млн т) и 13% ($1,8 млрд из $13,7 млрд), а в экспорте бурого угля — 0,4% (50 тыс. т из 12,7 млн т) и 0,4% ($3 млн из $887 млн) соответственно. Тем самым, с учетом эмбарго ЕС, под угрозой могут оказаться 20% физического экспорта коксующегося угля, 37% экспорта энергетического угля и 1,3% экспорта бурого угля. Что касается экспортной выручки, то эти доли составляют 18%, 38% и 0,8% соответственно».