В марте приостановился февральский галопирующий рост цен на нефть, вызванный тогда началом военной спецоперации России на Украине и ожиданием введения эмбарго на российскую нефть. Март прошёл, а эмбарго так и не случилось, хотя в начале месяца цена Brent значительно превысила психологически важный уровень в $100 за баррель и даже тестировала уровни 2012 года в $125-130 за баррель, но затем началась коррекция. Однако по итогам марта цена нефти Brent выросла только на 2,8%, до $107,91 за баррель. А вот цена техасской марки WTI, хотя в начале месяца тоже значительно превысила $100 за баррель, не удержала высоту и по итогам марта даже упала на 3% до $100,28 за баррель. Санкции, которые страны коллективного Запада во главе с США ввели в начале марта против России, привели к тому, что рост цен на нефть вышел из-под контроля даже, на первый взгляд, всемогущего ОПЕК+.
Одновременно США и находящийся под сильным давлением заокеанского «партнёра» Евросоюз настолько рьяно требовали отказа чуть ли не всего мира от импорта российской нефти, что это было похоже на начало мировой торговой войны. Именно 2 марта Канада объявила об отказе от импорта нефти из России, в Великобритании и США начали рассматривать возможность аналогичного решения, а известный своими скандальными резолюциями Европарламент призвал Евросоюз ограничить импорт не только российской нефти, но и российского газа. Разрушать спрос на нефть начали сами её потребители по политическим мотивам, которые, скорее всего, под давлением со стороны США чуть было не взяли верх над здравым смыслом.
Но в первую неделю марта Международное энергетическое агентство опубликовало очередной доклад, в котором подробно объяснялось, что Европе быстро снизить зависимость от российских нефти и газа будет непросто (более подробно некоторые положения этого доклада мы рассмотрим далее, в разделе «Возобновляемая энергетика»).
Вскоре после публикации доклада МЭА глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявили, что в ЕС не рассматривают введение запрета на импорт углеводородов из России.
К этому Евросоюз подтолкнули ещё и категоричные заявления ряда стран ЕС, в том числе Германии, Венгрии и Болгарии, которые заранее потребовали от Брюсселя вывести их из-под санкций, если ЕС всё-таки решится ввести запрет на импорт российской нефти. В результате Евросоюз, вероятно, опасаясь новых возможных «брекзитов» в континентальной Европе, так и не решился на этот безумный шаг, однако США и примкнувшие к ним Великобритания и Канада приняли решение отказаться от импорта российской нефти.
Для России отказ Канады от поставок нефти не критичен, так как поставки нефти из РФ в эту страну всегда были минимальными и не составляли даже 1% от общего объёма экспорта российского чёрного золота, кроме того, Канада как крупный производитель и экспортёр нефти является на этом рынке конкурентом России. А вот отказ США от импорта российской нефти для России имеет большее значение, чем отказ Канады и Великобритании. Так, в 2021 году Россия экспортировала в США около 6-7% от общего экспорта сырой нефти и ещё около 2% - в Великобританию. Для сравнения: в Евросоюз Россия в 2021 году поставила почти 40% совокупного объёма экспорта нефти, а в Китай экспортировала 26%. Однако вице-премьер правительства России Александр Новак в интервью заявил, что Россия способна перенаправить в другие страны любые объёмы нефти, от которых откажутся западные потребители.
Александр Новак также предупредил страны Запада о том, что их возможное эмбарго на российскую нефть приведёт к катастрофическим последствиям для импортёров нефти в виде роста цен до $300 за баррель.
И заявление Новака в сегодняшней ситуации можно рассматривать не столько как угрозу, сколько как объективный прогноз и предупреждение о том, что мир избежал самого тяжёлого сценария развития событий в случае, если бы Запад всё-таки потерял голову и ввёл бы полное эмбарго на российскую нефть.
31 марта министры стран нефтяного альянса ОПЕК+ провели очередную встречу, на которой было принято решение нарастить добычу нефти в мае уже не на 400 тыс. баррелей в сутки, как раньше, а на 432 тыс. б/с. Такое отклонение от прежних параметров сделки незначительно, и это говорит о том, что ОПЕК+ сохраняет свои основные принципы действия на рынке.
При цене на нефть, превышающей $100 за баррель, для стран-участниц ОПЕК+ увеличить объем поставок — значит получить дополнительные доходы в бюджеты. И тем странам, входящим в нефтяной альянс, которые сейчас смогут без проблем наращивать добычу, такое небольшое увеличение, безусловно, выгодно. Также отметим, что на фоне заявлений о возможном снижении спроса на российскую нефть в ОПЕК+ подсчитали, что даже умеренного увеличения добычи на 432 тыс. б/с в мае будет достаточно, чтобы продолжать балансировать рынок.
Ответные угрозы президента США Джо Байдена продать до 30-35 млн баррелей нефти из стратегических резервов, чтобы снизить цены на нефть, не смогут решить проблему нехватки бензина в США и других странах-потребителях.
Более того, попытки распродажи нефти из стратегического резерва США в феврале привели к тому, что в начале марта объём коммерческих запасов нефти в Соединённых Штатах упал до минимума за последние 20 лет.
Нехватка нефти и связанные с этим аномально высокие цены на бензин приводят к тому, что автовладельцы из южных штатов США вынуждены ездить за дешёвым бензином в соседнюю Мексику, подобно тому, как это было во время бензинового кризиса в США в 1973 году. Напомним, что в 1973 году США и их союзники в Европе оказали военную помощь Израилю в арабо-израильской войне, что вызвало возмущение у Саудовской Аравии и других арабских стран, которые входили в ОПЕК, и в итоге ОПЕК ввёл эмбарго на экспорт нефти в США и европейские страны, поддержавшие Израиль. В США и Западной Европе возник бензиновый кризис, который продолжался год и завершился только тогда, когда США пообещали Саудовской Аравии гарантии безопасности в обмен на то, что Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК обязались экспортировать нефть с расчётами только в долларах США. В XXI веке это обязательство само по себе перестало иметь значение: во-первых, потому что США рассорились с Саудовской Аравией из-за ряда причин, например, поддержки йеменских повстанцев-хуситов, которые неоднократно атаковали нефтяные объекты королевства; во-вторых, из-за появления альтернативных доллару США резервных валют: сначала евро, а затем китайского юаня, который в 2016 году был включен Международным валютным фондом в число мировых резервных валют. Теперь Саудовская Аравия изучает возможность поставлять нефть в Китай с расчётами в юанях, а это событие может в среднесрочном аспекте сыграть на ослабление доллара.
Предложение нефти сегодня остаётся ограниченным при растущем спросе, что делает продолжение «бензинового кризиса» в США и ряде европейских стран вполне реальным. Например, некоторые европейские нефтетрейдеры в марте сократили объёмы экспорта на Запад российской нефти по причинам санкций, случившегося в начале месяца обвала рубля, а также из-за опасений вторичных санкций Великобритании, которая запретила заход в свои порты любых российских судов, включая танкеры. Российская нефть сорта Urals в итоге в марте торговалась на европейских биржах примерно с 20-процентным дисконтом к Brent именно из-за искусственного сокращения её предложения, а тем временем в Европе начинается дефицит нефтепродуктов, связанный в том числе с нехваткой Urals, под переработку которой были построены некоторые НПЗ в восточной Европе.
Возможности американских сланцевиков наращивать добычу даже при таких высоких ценах ограничены: для того чтобы существенно увеличить предложение сланцевой нефти, понадобится достаточно длительное время – от года до трёх лет, а многие сланцевые компании до сих пор не могут после пандемии коронавируса и её последствий восстановить производство на докризисном уровне.
Отчаявшийся Байден попытался даже договориться с руководством Венесуэлы о поставках нефти в США в обмен на ослабление санкций, хотя ещё несколько лет назад он действующие власти Венесуэлы иначе как авторитарным режимом не называл. Но договориться не получилось: и власти Венесуэлы требовали от США в обмен на поставки нефти полной отмены эмбарго вместо незначительного смягчения санкций, и в самих США нет единства мнений по вопросу о сотрудничестве с Венесуэлой. «Ястребы» из Конгресса были возмущены попытками администрации Байдена договариваться с венесуэльским «кровавым режимом». Условную черту под этой дискуссией подвёл экс-президент Дональд Трамп, заявивший, что Америку больше никто не уважает из-за политики Байдена, и даже не исключил в связи с этой причиной третьей мировой войны.
К сожалению, в мировой экономике уже несколько лет США ведут санкционные войны с последствиями в виде перебоев в глобальной цепочке поставок сырья и товаров.
А значит, цены на нефть, несмотря на краткосрочные коррекции, будут по-прежнему сохраняться вблизи $100 за баррель. Так, по нашему прогнозу, в апреле цена Brent может колебаться в рамках $95-115 за баррель.
Как мы писали выше, в докладе Международного энергетического агентства, опубликованном в начале марта, говорилось, что несмотря на невозможность отказа от российских углеводородов в самое ближайшее время возможно принять ряд мер о сокращении «зависимости» ЕС от российских углеводородов, в том числе снизить спрос на российский газ уже в 2022 году на 50 млрд кубометров или примерно на 30-32% от объёмов импорта 2021 года. Из таких оценок теоретически напрашивается вывод о наступлении «золотого века» возобновляемых источников энергии.
Однако некоторые выводы из доклада оказались совершенно парадоксальными и не совпадающими с тем, к чему МЭА так долго призывало.
Евросоюз теперь, как считают в МЭА, должен временно пожертвовать темпами сокращения выбросов парниковых газов и увеличить импорт угля из любых стран, кроме России, с целью отказа от импорта российского газа в будущем.
На выводы МЭА в Евросоюзе отреагировали по-разному. Министр экономики Германии Роберт Хабек (ранее занимавший высокий пост в партии «зелёных») уже отрапортовал о том, что Германия хоть и не готова пока отказаться от российского газа, но к концу года может значительно сократить импорт российских нефти и угля. А глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, ранее особой симпатией к России не отличавшаяся, считает, что в ближайшее время о полном отказе ЕС от российских энергоресурсов (не только от газа, но и других энергоресурсов) говорить не приходится.
Таким образом, тема возобновляемых источников энергии в ЕС пока ушла с повестки дня, уступив место дискуссии о том, как много нефти и газа нужно продолжать импортировать из России. А также дискуссии о том, на какую величину нужно (или не нужно) снижать температуру в домах и офисах в случае сокращения Евросоюзом импорта российских энергоресурсов, хотя такие дискуссии только накапливают раздражение у населения, особенно у населения ряда стран юга Европы, прежде всего, Венгрии и Болгарии.
В Брюсселе обеспокоены, что в случае отказа всего ЕС от российских углеводородов стабильность ЕС снова будет под вопросом, то есть у «брекзита» могут появиться последователи уже и в континентальной Европе.
В США, уже отказавшихся от российской нефти, тоже ведутся подобные дискуссии. Например, американское Минэнерго во главе с эксцентричным министром Дженнифер Грэнхолм допускает расконсервирование нефтяных скважин в Калифорнии, которые были закрыты ещё в ХХ веке или по причине истощения, или с точки зрения безопасности.
Напомним, что ещё в 1910 году нефтяная промышленность Калифорнии вошла в историю не только США, но и всего мира из-за страшной аварии на месторождении нефти Midway-Sunset, которая привела к тому, что из этой скважины на поверхность за год с небольшим вышло более 9 млн баррелей нефти (для сравнения: такое количество нефти в год добывала Саудовская Аравия накануне пандемии и сокращения добычи ОПЕК+). Когда старые месторождения Калифорнии в середине XX века были признаны небезопасными, они были законсервированы, а теперь администрация Байдена ставит вопрос о возобновлении добычи на этих месторождениях. Масла в огонь дискуссии о том, насколько опасно добывать нефть в Калифорнии, добавила и сравнительно недавняя авария на калифорнийском трубопроводе Plains, случившаяся в 2015 году, когда из-за прорыва трубопровода на землю (береговая зона) и в Тихий океан в общей сложности вытекло полмиллиона литров нефти (желающим мы предлагаем подсчитать, сколько это в баррелях).
Однако калифорнийские экологи и население не дремлют. Так, общественность города Санта-Барбара запретила не кому-нибудь, а корпорации ExxonMobil транзит её бензовозов через город в целях сохранения чистого воздуха в городе. Пока рано подводить итоги глобальной дискуссии о «зелёной энергетике» и её способности уже в ближайшее время вытеснить углеводороды. Но ясно одно: сегодняшняя геополитическая ситуация доказала, что «зелёная энергетика» для чиновников из ЕС была просто красивой ширмой, маскирующей цель отказа от российских углеводородов, да только реализовать эту цель в ближайшее время не получится. В США отказ от импорта российской нефти может обойтись в более высокую цену, чем предполагалось изначально.
Газовый рынок Европы в марте снова начало лихорадить, и главной причиной для такой ситуации стала агрессивная риторика чиновников ЕС и лидеров некоторых европейских стран, требовавших санкций против России, в том числе немедленного отказа от российских углеводородов. И если в начале февраля цена газа на нидерландском хабе TTF даже понизилась по сравнению с январём до $800-850, то к концу марта цена снова превысила $1300 за тысячу кубометров. Более того, в начале марта цена на газ достигала почти $3700 за тысячу кубометров на фоне опасений отказа ЕС от импорта газа из России, хотя на таком уровне задержалась недолго.
Дискуссия об отказе от российских углеводородов, начавшаяся в ЕС в конце февраля, продолжалась недолго и завершилась заявлением Еврокомиссии о том, что Евросоюз в ближайшем будущем не намерен вводить санкции против российских энергоресурсов, и, самое главное, не готов отказываться от российского газа.
В начале марта вице-премьер правительства РФ Александр Новак заявил, что Россия в ответ на отказ ЕС от углеводородов из России и приостановку сертификации «Северного потока-2» может остановить транзит газа в Европу по газопроводу «Северный поток-1», который сегодня загружен на 100%.
После заявления российского вице-премьера цена на газ в Европе спекулятивно выросла почти до $3700-4000 за тысячу кубометров. Впрочем, фундаментальные причины для аномального роста цен на газ тоже имеются. По оценкам «Газпрома», ещё в феврале сделанные в прошлом году запасы газа в европейских ПХГ оказались выбранными почти на 100%. В марте Европа забирала из хранилищ остатки газа из запасов предыдущих лет. Весна в Европе выдалась аномально холодной, это значит, что отбирать газ из хранилищ быстрыми темпами европейские потребители продолжат как минимум до середины апреля. То есть Европе понадобятся дополнительные большие объёмы газа, которые она сможет получить только у России. Хвалёный американский СПГ Европу не спасёт. Наиболее неблагоприятно такая ситуация сказывается на Германии, которая не имеет собственных мощностей по приёму и разжижению СПГ, а чтобы их построить и запустить в эксплуатацию, пройдут годы. Более того, даже в Литве, где имеется терминал по приёму СПГ, признают, что для полной замены российского трубопроводного газа сжиженным необходимо будет построить второй терминал. В этом контексте неудивительно, что даже чиновники Брюсселя сделали разумный выбор, отказавшись вводить санкции против российского газа.
В марте президент России Владимир Путин предложил недружественным странам Запада, то есть тем странам, которые ввели санкции против России, оплачивать за поставки российского газа в рублях. Это предложение вызвало бурю дискуссий на Западе. Страны G7 заявили, что обратятся с просьбой к бизнесу не приобретать российский газ за рубли. Канцлер ФРГ Олаф Шольц, премьер-министр Италии Марио Драги и президент Франции Эммануэль Макрон заявили в телефонных переговорах с российским президентом, что они не понимают, как можно оплачивать российский газ в рублях, когда расчётными валютами в уже подписанных контрактах с Газпромом признаются только евро или доллар США.
Позднее в Газпроме и в Кремле разъяснили, что нежелающие платить в рублях европейские потребители по-прежнему могут оплачивать российский газ в евро, но зачислять оплату им придётся теперь на рублёвый счёт в российском Газпромбанке, который, в свою очередь, будет обменивать полученную валюту на рубли и перечислять Газпрому его экспортную выручку уже в рублях. Очевидно, что такое решение было продиктовано необходимостью защитить доходы Газпрома и, в конечном счёте, доходы федерального бюджета России от возможной блокировки, если они будут по-прежнему перечисляться в евро.
Самим европейским потребителям оплата за газ в рублях не очень выгодна, так как им нужно будет сначала приобрести рубли, чтобы оплатить поставки газа, хотя предложенный Россией механизм оплаты значительно решает эту проблему. Однако в Европе есть и альтернативные мнения: например, вице-премьер Словакии Рихард Сулик считает, что, если власти Словакии не хотят, чтобы в страну перестал поступать газ, значит, его нужно оплачивать в рублях. Напомним, что 85% газа, импортируемого Словакией, приходится на российский трубопроводный газ. Так что российский рубль теперь становится «газовой валютой».