Posted 31 марта 2022,, 15:12

Published 31 марта 2022,, 15:12

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Газ всему голова: как производители удобрений и присадок для топлива в ЕС оказались в тупике

31 марта 2022, 15:12
Проблема дефицита и высоких цен на газ уверенно «переползает» на сельскохозяйственный сектор и другие отрасли Евросоюза.

У многих компаний и даже простых обывателей в Европе вскоре очень быстро придет понимание того, что энергокризис и отказ от российского газа объективно затронет абсолютно всех. Даже тех, кто отгородившись от углеводородов, использует только «зеленую» энергию для отопления и генерации электричества, а также ездит на электромобилях вместо авто на ДВС. Углеводороды являются важным сырьем для производства удобрений — продукта, стоимость и объемы производства которого напрямую влияют на благополучие сельскохозяйственной отрасли. А чем больше расходы у фермеров и чем меньше они производят из-за нехватки удобрений, тем выше в Европе будет конечная стоимость продуктов питания.

Серьезное сокращение объемов производства удобрений в Старом Свете началось еще в начале осени 2021 года, когда отрицать энергокризис уже стало попросту невозможно.

В сентябре американская компания CF Industries сообщила, что останавливает два своих завода в Великобритании — в Инсе и Биллингеме (создают аммиачную селитру). Норвежская Yara заявила о снижении своих производственных мощностей на 40%. Испанская Fertiberia остановила аммиачную установку на заводе в Уэльсе, а нидерландская OCI уменьшила объем производства удобрений в Гелене. Немецкая компания BASF сократила производство аммиака на заводах в Антверпене (Бельгия) и Людвигсхафене (Германия). Даже на Украине в сентябре 2021-го Одесский припортовый завод и производитель удобрений Ostchem объявили о заморозке своей деятельности на пять недель. Причина у всех была одна — слишком высокие цены на энергию, необходимую для производства.

Прошло полгода, а ситуация только ухудшилась. Энергокризис никуда не исчез, цена на газ в Европе все еще на высоких отметках (апрельские фьючерсы в Европе колеблются от $1210 до $1220 за тыс. кубометров). Самого «голубого топлива» в Евросоюзе становится все меньше. По данным Gas Infrastructure Europe, с 24 марта несколько дней подряд в ПХГ Европы было больше закачано газа, чем отобрано. Но это еще не повод для радости.

Во-первых, это временная тенденция (в основном, за счет более теплой недели, следовательно, меньшего потребления энергии). Отопительный сезон еще не закончился, а сезон закачки в ПХГ не начался. В прошлом году была схожая ситуация: закачка в какой-то момент превысила отбор, но в начале апреля запасы ПХГ из-за холодной погоды вновь стали стремительно снижаться (и так до конца мая).

Во-вторых, газа в хранилищах Европы все равно очень мало. 23 марта объем заполненности ПХГ составлял — 25,6%, а 26 марта — 25,97%. Для сравнения: в 2021 году в марте этот показатель был на отметке в 30%, в 2020-м — около 55%, а в 2019 году — примерно 41%.

При этом в Европе еще и не утихают разговоры о потенциальном отказе от импорта углеводородов из России, т. е. не совсем понятно, чем будут наполнять ПХГ этим летом для будущего отопительного сезона, если ЕС начнет снижать импорт трубопроводного газа из РФ. При этом высокая цена газа продолжит больно бить по кошельку заводов из-за затрат на энергию. В подобных условиях европейские энергоемкие предприятия по производству удобрений вряд ли смогут серьезно нарастить объемы по созданию своей продукции. Сегодня речь уже идет не о восстановлении, а хотя бы о сохранении текущих объемов. Впрочем, даже такая задача становится непосильной для гигантов в отрасли.

Еще один важный момент — газ является не только источником энергии для работы заводов по производству удобрений, но и сырьем. Азотные удобрения (аммиак, карбамид, аммиачная селитра) создаются именно из природного газа. Правда, есть еще один тип удобрений — фосфаты. Их на территории ЕС делают в меньших объемах, чем азотные удобрения. Однако и тут стоимость газа с нефтью играет роль, поскольку импортируемые фосфаты нужно в Евросоюз привезти, а значит, на конечную стоимость такого продукта в ЕС влияют расходы на топливо.

Даже те небольшие объемы производства фосфорных удобрений, которые есть на территории ЕС, тоже под угрозой. Завод фосфорных удобрений Lifosa (входит вгруппу «ЕвроХим»), который распложен в Литве, в конце марта вынужден был снизить свою деятельность до минимума, а к 10 апреля планирует полную остановку производства. Причина — арест счетов из-за антироссийских санкций, который, по словам техдиректора завода Томаса Янониса, обойдется предприятию в €968 тыс.

В итоге сегодня объемы производства удобрений в Евросоюзе стремительно снижаются. Во-первых, играет роль неутихающий энергокризис, вынуждающий предприятия либо поднимать цены на удобрения, что в условиях инфляции в Европе отбивает желание у фермеров приобретать такой продукт, либо останавливать производство. Во-вторых, «масла в огонь» подливают санкции против России, включая проблемы с заходом судов с российским флагом в порты ЕС и рестрикции против компаний, в активах которых есть капитал из РФ.

Норвежская Yara — один из крупнейших в мире производителей удобрений — в начале марта заявила, что из-за высоких цен на газ сокращает производство аммиака и карбамида в Ферраре (Италия) и Гавре (Франция) с общей мощностью в 1 млн т аммиака и 0,9 млн т карбамидных удобрений в год. Как пишет CNN, с середины марта Yara уменьшит объемы производства на 55% Всего норвежская компания создает около 4,9 млн т аммиака в год, который, в свою очередь, используется в производстве карбамидных удобрений. Для сравнения: в 2018 году в странах Евросоюза было использовано 11,3 млн т азотных удобрений (к ним относятся: аммиак, карбамид, сульфат аммония, натриевая и кальциевая селитра).

Еще один крупнейший производитель удобрений в Европе — немецкий химический концерн BASF — заявил в начале марта, что не будет заключать новые сделки с Россией и Белоруссией за исключением тех, которые обслуживают производство продуктов питания в рамках гуманитарных мер. Это оставляет некоторую надежду на то, что корпорация продолжит закупки углеводородов из России для производства удобрений. Если, конечно, у компании найдутся рубли, ведь вскоре только за них можно будет купить у РФ газ. Ситуация может измениться, если в Еврокомиссии обяжут все страны ЕС соблюдать какой-нибудь очередной пакет санкций против Москвы. При этом даже если подобного не произойдет, все равно остается проблема высоких цен на газ, из-за чего заводам по производству удобрений BASF все так же дешевле сокращать объемы работ, чем удерживать их на нынешнем уровне.

В беседе с «НиК» промышленный эксперт кандидат экономических наук Леонид Хазанов объяснил, что сейчас в Европе практически у всех производителей удобрений, даже у крупнейших игроков, попросту не остается выбора, кроме как серьезно сокращать объемы производства.

«Речь даже не только о непосредственно удобрениях, но даже и о химических веществах, которые нужны в сельском хозяйстве для защиты растений. Зависимость предприятий от газа в качестве сырья колоссальная.

Даже если Европа и дальше продолжит покупать углеводороды у России в прежнем объеме, высокая волатильность цен на газ не позволяет производителям удобрений нормально выстраивать стратегию на несколько кварталов вперед.

Непонятно, в каком объеме завод может себе позволить траты на закупку оборудования уже завтра или какие затраты закладывать в стоимость своей продукции через неделю»,— говорит промышленный эксперт.

По мнению Леонида Хазанова, из-за этого в Европе уже наблюдается разбалансировка спроса и предложения. Карбамид (азотный тип удобрений), к примеру, уже стоит не менее $1100 за т. Ровно год назад он стоил примерно $290 за т.

«Причем сегодня в Европе вы еще попробуйте быстро найти карбамид за эти $1100. Я не исключаю, что через месяц из-за разбалансировки спроса и предложения, вызванной сокращением производства удобрений, цена может вырасти и до $1500 за т. Вся химическая отрасль в странах ЕС плавно движется к коллапсу. Отдельно можно выделить разве что польского производителя удобрений Grupa Azoty, который хоть и не заявлял официально об остановке производства, но, думаю, сейчас работает где-то на 60% от своей мощности. Впрочем, снижение объемов для него — это вопрос времени. Да, можно перейти на поставки СПГ, если с трубопроводным газом из России будут проблемы (санкции или отказ расплачиваться рублями). Но использование сжиженного газа автоматически задерет цены на конечную продукцию заводов с удобрениями еще выше», — поделился мнением промышленный эксперт.

В открытых источниках нет точных данных о том, в каком объеме конкретные производители удобрений в ЕС покупают газ именно у РФ. Но учитывая, долю «голубого топлива» России на рынке Евросоюза, можно смело утверждать, что «выпадение» такого поставщика гарантировано создаст дефицит сырья для всех, будь-то немецкая BASF, австрийская Borealis или чешская Lovochemie.

«С платежами за газ исключительно в рублях вообще намечается интересная история. Выходит, чтобы закупать сырье в виде газа у РФ, европейским производителям удобрений придется идти на Московскую биржу для приобретения валюты или обращаться к банкам РФ.

В таком случае предприятия из ЕС де-юре нарушат санкции, прописанные Евросоюзом. И что тогда? Самим попадать под рестрикции?

Можно этого не делать, но тогда сегодняшний дефицит и рост цен на удобрения в Европе окажутся лишь прелюдией к по настоящему серьезному кризису», — резюмировал Леонид Хазанов.

Тут стоит добавить, что исправить ситуацию с нехваткой и дороговизной удобрений за счет увеличения объемов импорта в ближайшей перспективе у Европы не получится. 5 марта Минпромторг РФ официально порекомендовал производителям удобрений приостановить экспортные поставки из России из-за проблем с логистикой. Результат — Европа теряет около 25% от своего объема импорта удобрений.

Рекомендация Минпромторга, кстати, вполне логичная. Де-факто сейчас в Евросоюзе складывается ситуация, когда из-за саботажа поставок рядом иностранных логистических компаний, аграрии не могут получить законтрактованные объемы удобрений как в Европе, так и в других странах. Смысл тогда российским поставщикам удобрений рисковать своей партией, которую могут попросту не пустить в порт? Дешевле придержать товар или направить его на другие рынки.

Европа не может нарастить производство удобрений, не может увеличить импорт такого товара и не может сбить цену. А на подходе еще и проблема оплаты за газ за рубли. Впрочем, на днях спикер нижней палаты парламента РФ Вячеслав Володин заявил, что, возможно, расплачиваться рублями вскоре придется не только за газ, но и за другие товары: нефть, зерно, металлы, уголь и… удобрения.

Есть и еще один «мостик», который объективно связывает нефтегазовую отрасль с производством удобрений, но при этом еще и отражается на топливном рынке Европы.

Речь идет об AdBlue — жидком реагенте, который нужен для очистки выхлопных газов дизельных двигателей. Использование такой присадки позволяет дизельным моторам достигать уровня требований экологических нормативов «Евро ‑4», -5 и -6. Для производства AdBlue необходим карбамид высокой очистки (самое концентрированное из всех азотных удобрений).

Дефицит AdBlue появился в Европе еще осенью 2021 года, как раз когда энергокризис стал проявлять себя в полной мере, что еще раз доказывает прямую связку «нефтегаз — производство удобрений — топливо». Сегодня ситуация ухудшилась. В Финляндии, где AdBlue производят из российского карбамида, но его поставки приостановлены из-за санкций, уже открыто говорят о проблеме с дизельным транспортом. Грузовикам вскоре будет просто не на чем ездить. Гендиректор финской Arom-Dekor (крупнейший производитель присадки в стране) Яри Макконен заявил, что «нет никакой перспективы, что проблема будет решена немедленно».

Похожая нехватка AdBlue становится все более очевидной и в Германии, где из-за дефицита уже взлетели цены. В середине марта в Федеральном министерстве транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ сообщили о том, что уже в ближайшее время ожидают роста стоимости присадки на 170%. Для сравнения: средняя цена AdBlue в Германии в 2020 году (и отчасти в первой половине 2021-го) — $14-21 за 100 литров. Сейчас присадка стоит почти $84 за 100 литров. Примерно такая же ситуация и в других странах Евросоюза.

Очевидно, что если Евросоюз будет и дальше вводить новые пакеты санкций против РФ, откажется от оплаты за газ в рублях и каким-то волшебным образом не найдет замену российским углеводородам (в таких же объемах и по такой же цене), то энергетический кризис быстро превратится в кризис продовольственный со всеми вытекающими последствиями.

"