Posted 17 марта 2022,, 10:50

Published 17 марта 2022,, 10:50

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Российский мазут между санкциями и модернизацией НПЗ

17 марта 2022, 10:50
Российским НПЗ надо где-то брать деньги на дальнейшую модернизацию и параллельно искать новые рынки сбыта для своих нефтепродуктов

За последние два года российская нефтеперерабатывающая отрасль пережила не один кризис. В карантин 2020 года никто не знал, куда сбывать топливо. 2022 пришел с санкциями, теперь российским НПЗ надо думать над тем, где брать деньги на дальнейшую модернизацию, и параллельно искать новые рынки сбыта для своих нефтепродуктов, которые теперь уже не поплывут в США, Великобританию, Канаду. Однако есть и один плюс, ведь в отличие от ковидного профицита в текущем году на рынке складываются все предпосылки для дефицита нефти и нефтепродуктов, поэтому невостребованным российские углеводороды не останутся.

По данным Forbes, введенные США и Великобританией санкции могут затронуть более 11% российского экспорта нефти и нефтепродуктов.

Таможенная служба Великобритании HMRC сообщила, что страна в 2021 году получила 2,7 млн т нефти и 5,2 млн т нефтепродуктов. Американская статистика подсчитала, что в прошлом году РФ продавала в США 9 млн т сырой нефти и 25 млн т нефтепродуктов. Российская ФТС приводит более скромные цифры — 7,3 млн т сырой нефти и 12,3 млн т нефтепродуктов, преимущественно мазута. Предполагается, что данные расхождения обусловлены статистикой международных трейдеров, которые могут свободно перенаправлять партии сырья между странами.

Кстати, даже после объявления 8 марта бойкота российской нефти и нефтепродуктам импорт нефти в США из России за неделю, завершившуюся 11 марта, не прекратился, хотя и упал по сравнению с предыдущей неделей в 4 раза — до 38 тысяч баррелей в сутки.

Очевидно, что сейчас Вашингтон и его союзники стараются найти «нефтяное утешение» у других производителей. Так, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон отправился в Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию. В сообщении об его визите отмечается, что Великобритания постарается побудить производителей нефти увеличить объем производства и обеспечить другие поставки, чтобы помочь потребителям и снизить зависимость от российского экспорта. Возможно, им это и удастся, хотя 17 марта по итогам переговоров Джонсон переадресовал вопрос о наращивании добычи нефти саудовской стороне. К тому же Эр-Рияду придется как-то отвечать по экспортным контрактам со странами Юго-Восточной Азии. Поэтому, несмотря на большое желание Великобритании, полностью заменить российские углеводороды на мировом рынке ни у кого не получится. Вместе с тем уже есть предположение, что именно сейчас идет перераспределение экспортных потоков между нефтедобывающими странами, так как если у Саудовской Аравии есть, например, обязательство поставлять нефть в Китай, то теперь их можно будет закрыть российской нефтью.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что еще до официального введения санкций сильно снизились поставки российской нефти и нефтепродуктов в США: «Место нашей нефти там заняли углеводороды из Саудовской Аравии.

Получается, что Россия сейчас должна уходить на азиатские рынки, туда, где раньше была Saudi Aramco.

Дальнейшая судьба российской нефтепереработки зависит от того, как быстро пройдет этот процесс, и от того, поставки нефти или нефтепродуктов будут доминировать на азиатских рынках. В США мы продавали много мазута, поскольку в свое время заменили им тяжелую нефть Венесуэлы, но может быть Индии и Китаю такое количество мазута не нужно. Придется подстраивать под конкретные рынки сбыта, которые для нас сжимаются», — рассказал эксперт.

Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, профессор, доктор экономических наук Тамара Канделаки заметила, что любая перестройка экспортного потока — это проблема, однако баланс спроса и предложения на мировом рынке углеводородов от этого не поменяется, и российское сырье будет востребовано: «Самые хорошие торговые отношения — это длительные отношения. Предприятию важен гарантированный сбыт. Изменения структуры продажи — это сложный период», — пояснила эксперт. При этом она напомнила, что в любом случае у наших НПЗ есть обязательства по модернизации, к которым привязан демпфер, если это задекларированное углубление переработки нефти осуществится, заводы начнут выпускать меньше мазута.

Эту точку зрения разделяет и директор Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, уход от выпуска мазута на более маржинальные нефтепродукты будет проходить по мере углубления переработки нефти на российских НПЗ:

«Снижение производства мазута — это запланированный ожидаемый итог [модернизации заводов — НиК], который не зависит от текущей ситуации на мировых рынках»,

— считает эксперт.

Он напомнил, что, начиная со второй половины 2021 года, заметно вырос спрос на мазут со стороны электрогенерации: «С мазутом могли бы быть проблемы, если бы не энергокризис. Он создает предпосылки для увеличения спроса на мазут. Если в ближайшие 2 месяца США не договорятся с Венесуэлой, а также не удастся значимо нарастить производство жидких углеводородов в Канаде, Вашингтону придется искать нефть и мазут у других поставщиков. При этом произойдет перераспределение долей на региональных рынках», — пояснил Фролов.

Возвращаясь к российской отрасли нефтепереработки, стоит отметить, что она находится в зоне высокой турбулентности, начиная с первых дней текущего месяца. 16 марта СПбМТСБ сообщила, что цена бензина АИ-92 за четыре последних торговых дня подскочила более чем на 19%, АИ-95 — на 16%. До этого биржевая стоимость топлива, наоборот, падала две недели подряд так, что 11 марта глава ФАС Максим Шаскольский увидел предпосылки для снижения розничных цен на АЗС. Если добавить к этому «персональные» санкции ЕС в отношении российской нефтепереработки, а также сложности с логистикой, то получаются не слишком привлекательные условия для ведения бизнеса.

Впрочем, как ранее говорила руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Анна Лишневецкая, российский топливный рынок входил в разразившийся кризис с высокой маржинальностью нефтепереработки: «По нашим оценкам, на 21 февраля маржа нефтепереработки на заводах, ориентированных на максимизацию выпуска автобензина, составляла порядка 6,5 тыс. руб./т, дизтоплива — 3,4 тыс. руб./т», — рассказала эксперт агентству «Интерфакс». По ее словам, в настоящее время экономику нефтепереработки поддержал рост дисконта в цене Urals относительно Brent и увеличение государственных субсидий (в результате того же подорожания Brent и ослабления рубля):

«Дисконт Urals к Brent подскочил, существенно ослабив негативное влияние подорожания Brent и доллара на стоимость нефти для переработки для российских заводов.

Ставка обратного акциза на нефть для эталонных НПЗ в феврале, по предварительным оценкам, составит 3,2 тыс. — 4,8 тыс. руб./т (в зависимости от конфигурации НПЗ), инвестиционная надбавка к акцизу — 750-1300 руб./т, демпфирующая надбавка за поставку моторных топлив на внутренний рынок в расчете на тонну продукта порядка 27,5 тыс. руб. для бензина и 23 тыс. руб. для дизтоплива», — оценивает Лишневецкая.

Игорь Юшков указал на проблемы, которые могут возникнуть у НПЗ из-за перестройки работы логистических компаний: «Сложно сказать, может ли повлиять на российские НПЗ запрет ЕС на поставки оборудования. Помимо этого есть еще и проблема с доставкой различных товаров, поскольку логистические компании пока не понимают, как с нами сотрудничать. Поэтому если вдруг плановый ремонт НПЗ будет продолжаться дольше запланированных сроков, будут не совсем понятны его причины: там в принципе не могут найти новую запчасть для завода или это из-за плохой логистики. В любом случае, точно можно рассчитывать только на собственные силы. Все успехи импортозамещения, о которых нам ранее говорили, — лучше бы они оказались правдой. Но, с другой стороны, открываются возможности для российских высокотехнологических производств. Теперь спрос на их продукцию будет гарантирован», — заявил эксперт.

Тамара Канделаки отметила, что для стабильного увеличения ассортимента ГСМ, в том числе и масел, в России требуется комплексное развитие химической промышленности с цепочками сбыта и гарантированными заказами:

«Китайскими можно заменить, но это не системное решение»,

— резюмировала эксперт.

Александр Фролов напомнил, что еще в 2015 году в России произошло стремительное замещение западных масел и смазок отечественными аналогами, в том числе и в премиальном сегменте: «По отдельным продуктам могут возникнуть сложности. Но в России есть свои аналоги», — указал эксперт.

Вместе с тем решение всех возможных проблем, которые могут возникнуть из-за санкций в отношении российских углеводородов и нефтеперерабатывающей промышленности, скорее всего, лежит в области налаживания нормальных грузоперевозок. 17 марта официальный представитель министерства коммерции Китая Гао Фэн заявил, что КНР будет продолжать осуществлять нормальное экономическое и торговое сотрудничество с Россией и Украиной «на принципах взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды». Ранее американское бизнес-издание The Maritime Executive сообщило, что китайские инвесторы уже готовятся к ажиотажному спросу на грузоперевозки в Россию, они жадно скупают акции местных логистических компаний, ориентированных на Россию.

Кстати, в указе Байдена о санкциях нет точной расшифровки, каких именно нефтепродуктов РФ они коснутся. Вполне возможно, что как раз мазут они обойдут стороной. Поэтому не исключено, что в скором времени США продолжат покупать российские углеводороды, а помогут им это сделать китайские логистические компании.

"