Posted 3 марта 2022, 14:12
Published 3 марта 2022, 14:12
Modified 17 сентября 2022, 07:14
Updated 17 сентября 2022, 07:14
Затраты бюджета на выплаты нефтяным компаниям в рамках демпфера по топливу для удержания цен в пределах инфляции за 3 года — в 2022–2024 годах — оценивались в 650 млрд рублей, однако в виду изменения макроэкономической ситуации, затраты теперь оцениваются в 850 млрд рублей, сообщил замдиректора Департамента налоговой политики Минфина РФ Виталий Прокаев на заседании комитета Госдумы по энергетике.
По словам главы комитета Павла Завального, комитет будет проводить поправку, чтобы изменения в законопроект заработали с 1 апреля. Он также отметил, что цены на топливо будут расти, а доходы населения падать, поэтому крайне важно поддержать их и удержать цены в пределах плановой инфляции.
Замминистра финансов Алексей Сазанов, напоминает finmarket.ru, говорил в январе, что Минфин не будет применять изменения задним числом, поскольку речь идет о выпадающих доходах бюджета. По его словам, расходы бюджета на выплаты по топливному демпферу в 2022–2024 годах могут составить 651 млрд рублей, при этом половина будет возвращена через НДПИ.
Рассматриваемый законопроект увеличивает размер компенсации нефтекомпаниям разницы между экспортной и индикативной ценой топлива — с 68% до 83% по бензину и с 65% до 83% по дизельному топливу. С 20% до 15% уменьшается также допустимый уровень превышения средней оптовой цены реализации дизельного топлива над ее индикативной ценой. Если цена будет выше этого уровня, демпфирующая надбавка обнуляется.
Таким образом, сами индикативные цены не меняются, подтверждали ранее источники «Интерфакса»: по бензину на 2022 год она остается 55,2 тыс. рублей за тонну, а по дизтопливу — 52,25 тыс. рублей за тонну. На 2023 год по бензинам остается 56,9 тыс. рублей за тонну, на 2024 год — 58,65 тыс. руб. за тонну, на 2023 год по дизтопливу — 53,85 тыс. рублей за тонну, на 2024 год — 55,5 тыс. рублей за тонну.
Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. Он рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, которая обозначается законодательно. Если эта разница положительная, а экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, бюджет платит нефтяным компаниям, если разница отрицательная — нефтяники платят в бюджет.