Posted 1 марта 2022, 06:16

Published 1 марта 2022, 06:16

Modified 16 августа 2022, 21:49

Updated 16 августа 2022, 21:49

«Адские» санкции Запада против России пока не исключают продолжение торговли энергоносителями — Wood Mackenzie

1 марта 2022, 06:16
Украинский конфликт будет иметь долгосрочные последствия для сырьевых рынков, энергетической политики и энергетического перехода, считают консультанты компании Wood Mackenzie.

Они исходят их невозможности переоценить зависимость мировой экономики от России по самым разным видам сырья — от газа, угля, нефти, железной руды, алюминия, металлов платиновой группы и цинка до меди, свинца, нефтехимии и удобрений, а также из уже сделанных инвестиций в Россию крупных международных нефтегазовых, инфраструктурных и горнодобывающих компаний.

Газ: краткосрочный прагматизм и грядущие долгосрочные изменения

Война на Украине усиливает давление на европейский газовый рынок, который и так уже пережил самый тяжелый кризис за всю историю. Импорт трубопроводного газа из России обеспечивает 38% потребностей Евросоюза. Если сегодня Евросоюз введет санкции, останавливающие потоки российского газа, он сможет пережить эту зиму, но накопить запасы газа на следующую зиму будет трудно. Цены на газ будут расти. Придется закрывать промышленные предприятия. Инфляция пойдет по спирали. В итоге европейский энергетический кризис спровоцирует глобальную рецессию.

Но Россия тоже пострадает, если прекратит поставки газа в Европу. Следовательно, наиболее вероятным исходом является привычный ход событий, хотя Евросоюзу неизбежно придется что-то делать с зависимостью от российского газа.

Уголь: шок от потери российского угля в Европе затронет мировые рынки

Необходимость замены российского угля приведет к ценовому шоку на мировых рынках угля и дефициту угля в Европе. На долю России в европейском импорте приходится примерно 30% металлургического угля и более 60% энергетического угля. Основной проблемой этих поставок является зависимость от российского угля определенного качества.

В настоящее время на угольную генерацию приходится около 14% всей выработки электроэнергии в Европе. Влияние дефицита российского угля на европейские энергетические рынки будет не таким значительным, как газа. Однако Европа, вероятно, не сможет компенсировать угольными электростанциями потери газовой генерации.

Нефть и нефтепродукты: слишком много, чтобы обнулиться?

Допустим рискованный прогноз, что Россия не сократит экспорт нефти в ответ на санкции, поскольку ее доходы резко снизятся. Блокирование доступа России к системе SWIFT и другой платежной инфраструктуре в долларах не фатально — у России есть альтернативные способы расчетов, но переход к ним может временно нарушить экспорт.

Россия и Саудовская Аравия являются партнерами по соглашению ОПЕК+. Саудовская Аравия не проявляет большого интереса к тому, чтобы помочь США справиться с ростом цен на нефть. В случае прекращения поставок нефти из России ОПЕК, скорее всего, рассмотрит возможность использования резервных мощностей добычи для компенсации потерь.

Большое значение для Европы имеет российское дизельное топливо/газойль — их доля в европейском импорте превышает 8%. Российский мазут продается по всему миру — например, его используют американские НПЗ на побережье Мексиканского залива США или операторы рынка судового топлива в Азии. Не приходится ожидать отказа от российского экспорта нефтепродуктов.

Кроме того, если кризис повлияет на экспорт российского газа, не приходится ожидать всплеска спроса на нефтепродукты в порядке перехода с газа. В Европе спрос на такое переключение энергоносителей для отопления ограничивается Германией. Остальные европейские мощности энергогенерации, работающие на мазуте, либо простаивают, либо закрываются, что ограничивает рост спроса.

Нефтехимия: препятствие для масштабных российских планов расширения

Здесь конкретное воздействие санкций будет зависеть от их окончательного вида. На долю России приходится немногим менее 16% всего европейского нефтехимического производства, причем наиболее уязвима полиэтиленовая цепочка. Это делает Россию важным, но не критически значимым участником отрасли.

Корпоративный сектор: уязвимость международных компаний

Наиболее значительные позиции среди международных нефтегазовых компаний в России имеют BP и TotalEnergies. Немецкая Wintershall DEA больше всего подвержена рискам благодаря двум совместным предприятиям с «Газпромом», ведущих разведку и добычу углеводородов, а также кризис может повлиять на сроки IPO этой компании.

Ужесточение правил доступа к международной финансовой системе могут усложнить международным нефтяным компаниям получение дивидендов и других платежей. Целенаправленные санкции против их российских партнеров выглядят маловероятно, но это чревато куда более серьезными проблемами.

Резюме: предотвращение перебоев в торговле энергоносителями поможет избежать серьезных последствий для мировой экономики

Российская экономика находится в лучшем состоянии для противодействия санкциям, чем в 2014 году. Наибольший ущерб конфликт наносит экономике Украины. Но если под ударом окажется торговля энергоносителями, глобальные последствия этого могут быть серьезными. Ни Россия, ни Запад вряд ли захотят нарушать эту торговлю, но этого нельзя исключать.

Подпишитесь