Если многочисленные случаи предвзятого отношения к чернокожим сотрудникам подтвердятся, производителю электрокаров придется заплатить огромные компенсации, утверждает в своем материале автор Yahoo Finance Алексис Кинан.
Начиная с 2016 года, против Tesla было подано не менее 90 судебных жалоб сотрудников на расовой почве. В них говорилось, что сотни чернокожих рабочих на предприятиях компании получают более низкую заработную плату и меньшее продвижение по службе по сравнению с их коллегами с другим цветом кожи. Кроме того, чернокожим сотрудникам компания отказывала в обучении, их подвергали преследованиям за жалобы, оскорблениям на расовой почве и более значительным физическим нагрузкам.
«В отсутствии чернокожих и/или афроамериканцев на руководящих должностях из-за расовой сегрегации на заводе Tesla во Фримонте многие жалобы на безудержный расизм оставались без внимания в течение многих лет», — говорится в жалобе Департамента справедливого трудоустройства и жилищного обеспечения Калифорнии.
Tesla не единственная среди компаний из списка Fortune 500, которые столкнулись с судебными исками о расизме, но официальный иск со стороны регулирующего органа штата может представлять для компании серьезную опасность.
Это связано с тем, что власти могут затягивать дела в течение длительного периода, не думая, в отличие от бизнеса, о финансовых издержках судов, а следовательно, Tesla может находиться в негативном информационном поле в течение нескольких лет. Более того, в законодательстве Калифорнии, в рамках которого составлен иск, не установлено верхнего предела компенсаций по делам о расовой дискриминации, а это значит, что потенциальные убытки Tesla могут быть выше, чем в случае, если бы иск соответствовал федеральному закону.
«Всякий раз, когда вы имеете дело с властями, им действительно не нужно думать о финансовой стороне вопроса. Для властей это, скорее, политическое решение и вопрос принципа», — сказал Yahoo Finance адвокат по трудовым спорам Рогге Данн. По его словам, закулисная сторона бизнеса Tesla может надолго попасть в фокус внимания общественности, при этом компании придется потратиться на дорогостоящих адвокатов.
Если властям Калифорнии удастся доказать обоснованность иска, Tesla может в конечном итоге заплатить огромные компенсации, поскольку в оценку ущерба от расовой дискриминации могут быть включены различные косвенные последствия, а также упущенная выгода от отсутствия карьерного продвижения, добавляет Майкл Харпер, профессор трудового права юридического факультета Бостонского университета.
В течение последних нескольких десятилетий штрафы за дискриминацию при приеме на работу в Калифорнии варьировались в диапазоне от $5 тыс. до $1,8 млн. По словам адвоката по вопросам трудоустройства Дэвида Уорнера, сам факт, что Калифорния инициирует дело такого масштаба против Tesla, показателен. «По моему опыту, — говорит юрист, — власти Калифорнии не очень склонны к судебным разбирательствам. Обычно они не идут на такие иски с обширными обвинениями в системной дискриминации в отношении таких организаций. Думаю, Tesla предстоят большие расходы на защиту в суде много денег для защиты, но и департаменту штата придется изрядно постараться, чтобы доказать обвинения».
В общей сложности жалоба, поданная в суд 9 февраля, содержит обвинения Tesla в нарушении законов штата, направленных против расовой дискриминации, преследований за критику и неравных условий оплаты труда, а также компания подозревается в пренебрежении претензиями по поводу расовой дискриминации. «Даже после многих лет подобных заявления Tesla продолжала делать вид, что ничего не происходит, и уклоняться от ответственности», — говорится в иске.
В свою очередь, Tesla в своем корпоративном блоге заявила, что власти штата сфокусировались на неправомерных действиях, которые, по утверждению компании, имели место довольно давно, в 2015–2019 годах. В то же время за последние три года в ходе проверок условий труда никаких подобных фактов выявить не удалось.
«За последние пять лет в Департамент справедливого трудоустройства и жилищного обеспечения Калифорнии поступало около 50 обращений со стороны лиц, которые считают, что подвергались в Tesla дискриминации или преследованиям, — говорится в сообщении компании. — Поэтому вызывает сомнение утверждение департамента после трехлетнего расследования, что в Tesla существовали какие-то систематические расовая дискриминация и притеснения. Этот сюжет, выдуманный департаментом и несколькими поддержавшими иск фирмами для привлечения внимания общественности, не является фактическим доказательством».
Чтобы опровергнуть заявления, будто компания платила чернокожим рабочим меньшую зарплату, реже продвигала их по службе и применяла к ним более высокие дисциплинарные взыскания, Tesla нужно будет предъявить соответствующие документы, считают эксперты по правовым вопросам. По закону Tesla должна показать статистику трудовых показателей, которая укажет на то, что на самом деле дискриминации не было, отмечает Рогге Данн.
По данным сервиса Good Jobs First, на иски государства и граждан о расовой дискриминации приходится больше всего компенсаций компаний из списка Fortune 500, чем им приходится платить по любым другим делам о дискриминации, которые становятся достоянием общественности.
В 2000–2019 годах 99% компаний Fortune 500 выплатили как минимум один штраф за расовую дискриминацию, а совокупный объем претензий на расовой почве по 189 делам составил $1,1 млрд. Наиболее громким делом была выплата в размере $192 млн, на которую пришлось пойти компании Coca-Cola в 2001 году для компенсации ущерба группе чернокожих работников, которые утверждали, что их зарплата была ниже, чем у их начальства.
Впрочем, за компанией Илона Маска также числится одно крупное поражение по подобным искам. В октябре прошлого года суд Калифорнии назначил компенсацию в $137 млн бывшему временному рабочему Tesla Оуэну Диасу, который обвинил компанию в неспособности защитить его от расистских оскорблений и граффити.