Posted 3 февраля 2022, 11:27
Published 3 февраля 2022, 11:27
Modified 17 сентября 2022, 07:05
Updated 17 сентября 2022, 07:05
Минск с 7 февраля вводит запрет на железнодорожный транзит из Литвы для группы товаров, сообщил пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз. «Беларусь не может игнорировать запрет Литвы на транзит белорусских товаров и вынуждена, как предупреждалось заранее, пойти на ответные меры. Нами принято решение о запрете перевозок транзитом по своей территории следующих из Литвы железнодорожным транспортом нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях «Литовских железных дорог», — цитирует БелТА пресс-секретаря. По словам Глаза, по территории Белоруссии таких грузов ежегодно перевозится около 1,5–1,6 млн тонн на сумму более $1 млрд.
«Прямые убытки Клайпедского порта, „Литовских железных дорог“ и иных участников литовской цепочки поставок будут еще долго подсчитывать, но уже сейчас ясно, что они исчисляются сотнями миллионов евро», — отметил он.
Глаз напомнил, что ранее Литва запретила транзит белорусских товаров через свои порты. По его словам, белорусская сторона неоднократно предлагала консультации для урегулирования вопросов в правовом поле, однако Литва не пошла на диалог.
В свою очередь, гендиректор крупнейшего в странах Балтии завода по производству азотных удобрений Achemа заявил, что предприятия Литвы, экспортирующие свою продукцию, опасаются убытков из-за роста издержек на поставку товаров зарубежным клиентам в связи с санкциями Белоруссии с закрытием железнодорожного транзита.
19 января, напоминает iz.ru, госкомпания «Литовские железные дороги» (ЛЖД) официально сообщила «Беларуськалию» о расторжении договора о транзите через Литву в Клайпедский морской порт белорусских удобрений.
Тогда же президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил ввести ответные меры в случае блокировки грузов в Литве. При этом он высказал готовность Минска к диалогу с литовской стороной.
По словам премьер-министра Белоруссии Романа Головченко, транзит белорусского калия после решения Литвы переориентирован на российские порты. В плане логистики, отметил он, российский маршрут менее маржинален, но за счет общемирового роста цен «Беларуськалий» даже выиграет.