Posted 24 января 2022,, 07:47

Published 24 января 2022,, 07:47

Modified 17 сентября 2022,, 07:00

Updated 17 сентября 2022,, 07:00

Персидские узоры

24 января 2022, 07:47
СМИ незаслуженно мало уделили внимания визиту в Россию президента Ирана

На фоне интенсивного переговорного процесса по линии «Россия — НАТО» (а точнее «Россия — Запад») и нагнетания ситуации вокруг Украины как-то незаслуженно мало российские и мировые СМИ уделили внимания визиту в Россию президента Ирана Эбрахима Раиси.

Поездка в Москву президента Исламской Республики была короткой, но содержательной. Эбрахим Раиси встретился в Кремле с Владимиром Путиным, выступил перед депутатами в Государственной Думе, посетил МГУ, а в Московской соборной мечети провел беседу духовного содержания с председателем Духовного управления мусульман РФ Равилем Гайнутдином.

Находясь в Москве, президент Раиси сделал несколько важных заявлений, хотя и было это сделано на фоне сложных, как персидские узоры, речевых и смысловых оборотов. Высказывания президента Ирана хоть в целом и были наполнены ставшей уже привычной за многие годы антизападной и антиамериканской риторикой, но даже непосвященный наблюдатель мог разглядеть в них и вполне конкретные предложения о сотрудничестве с Россией, чего, собственно, и не доставало все последние годы.

Самое важное на наш взгляд в заявлениях Раиси — это то, что Иран и Россия могут повысить уровень экономического взаимодействия в несколько раз (!).

И в качестве подтверждения этих слов российской стороне был передан проект соглашений о стратегическом сотрудничестве сроком на 20 лет, где ключевым, точнее, даже стержневым, является энергетическое сотрудничество.

Что это значит для отечественного ТЭК? Министр нефти Ирана Джавад Овджи в ходе своего выступления после визита в Москву упомянул о подписании ряда соглашений с российскими компаниями.

«Со многими мощными российскими компаниями достигнуты очень хорошие договорённости о расширении сотрудничества в области разработки газовых и нефтяных месторождений, строительстве нефтеперерабатывающих заводов, передаче технологий и технологического оборудования, в которых нуждается отрасль… Мы подписали очень важные документы, и я могу сказать, что вскоре мы увидим их последствия в области энергетики… Месяц назад мы подготовили комплексную совместную программу в разных подразделениях министерства нефти и предложили её России», — заявил министр нефти Ирана.

Неужели «лед тронулся»? Хотелось бы верить. И действительно, сближение позиций и развитие совместных нефтяных и газовых проектов как в разведке и добыче, так и в переработке, транспортировке и сбыте, невзирая на санкции, могло бы значительно усилить энергетический потенциал двух стран и создать новые возможности. Например, давно уже обсуждается возможность своповых поставок нефти и газа из России (и других каспийских стран) в Иран, которые позволили бы укрепить энергетический баланс северных регионов Ирана и одновременно открыть новый рынок для российских экспортеров нефти и газа с выходом в Персидский залив. Если продолжить мысль дальше, то можно предположить, что через усиление энергетического сотрудничества с Ираном Россия могла бы вплотную приблизиться к очень перспективному рынку сбыта — к Индии. Некоторые эксперты даже предполагают, что Иран может стать членом ЕАЭС, что даст хороший импульс в развитии этого интеграционного проекта на Евразийском континенте.

"