Из локальных причин для очередного витка роста цен на нефть можно выделить конфликт между Йеменом и ОАЭ, который в теории мог привести к нарушению поставок, и аварию на нефтепроводе Ирак-Турция. Также на рынок повлияли достаточно смелые заявления аналитиков Goldman Sachs, прогнозирующих, что уже в III квартале текущего года нефть вырастет до $100 за баррель, а средние значения за 2023 год составят $105 за баррель. Аналитики полагают, что на рынок влияет сочетание сильного спроса с ограниченным предложением. Например, страны ОПЕК+ всё ещё испытывают сложности с восстановлением добычи, которое предполагают квоты. На этом фоне цены на нефть впервые с 2014 года выросли до $89 за баррель, хотя к утру пятницу и скорректировались к $87.
Однако сильная нефть снова не помогла Индексу МосБиржи, т. к. на российском рынке волатильность в очередной раз устанавливала рекорды из-за геополитики.
Прогресса в позициях сторон всё ещё нет. Западные страны продолжают полагать вероятным сценарий вторжения РФ в Украину из-за наличия российских военных вблизи её границ. Представители РФ заявляют, что им необходимы гарантии нерасширения НАТО на восток и пока ответ на предложения, включающие эти гарантии, не будет получен, продолжать диалог будет сложно. Сегодня ожидается встреча Сергея Лаврова и Энтони Блинкена, которая может хотя бы сдвинуть дело с мёртвой точки.
На этом фоне за последнюю неделю много раз в СМИ появлялись заявления о возможных санкциях, которые будут введены против России в случае вторжения в Украину. Среди них можно выделить отключение от SWIFT, ограничения на операции с долларами, адресные меры против чиновников, олигархов и крупных банков, а также ряд прочих санкций, которых, по словам Байдена, «Путин никогда не видел». Это неизбежно оказало давление на рынок — во вторник Индекс МосБиржи обвалился на рекордные с марта 2020 года 6,5%, хотя во второй половине недели и произошёл отскок. Акции нефтяников меньше страдают от угрозы санкций и выигрывают от высоких цен на «чёрное золото», однако даже они к закрытию четверга показали негативный перформанс с начала недели: «Роснефть» (-7,2%), «Татнефть» а. о. (-3,9%), ЛУКОЙЛ (-3,4%) и «Газпром нефть» (-3,1%).
Российские нефтяники продолжают пользоваться даже небольшой коррекцией в своих акциях для проведения байбэка.
С 10 по 14 января ЛУКОЙЛ приобрёл 28100 своих расписок, а НОВАТЭК за этот же период купил 384187 собственных акций (включая ГДР). Напомним, что обе данные компании рассматривают обратный выкуп «как оппортунистический инструмент» и исторически неплохо выбирали тайминг для него.
«Газпром» сообщил, что в первой половине января увеличил добычу газа на 2,1% г/г. Поставки на внутренний рынок при этом выросли на 3,7% г/г, однако объём экспорта в страны дальнего зарубежья обвалился на 41,1% г/г.
Проблемы «Газпрома» всё ещё связаны с локально возросшим объёмом поставок СПГ в Европу и относительно тёплой погодой, на фоне чего газопровод «Ямал-Европа» так и не восстановил работу в режиме транзита.
За последние недели вероятность ухудшения отношения России с западными странами и введения жёстких санкций в глазах рынка однозначно повысилась, хотя о неизбежности такого сценария речи пока не идёт. При этом санкции против нефтяного сектора всё ещё маловероятны, т. к. они слишком повлияют на весь мировой рынок нефти. Кроме того, российские экспортёры выигрывают от неизбежного ослабления рубля, которое происходит при росте геополитической напряжённости. В такой ситуации сохраняем умеренно позитивный взгляд на российский нефтяной сектор. Нашими фаворитами остаются «Роснефть» за счёт развития проекта «Восток Ойл» и «Башнефть» а. п. с «Газпромом» за счёт ожидания высоких дивидендов за 2022 год.