«Газпром» в очередной раз схлестнулся с НОВАТЭКом по вопросу экспорта газа и освоения арктических газовых месторождений. Действительно, компанию Миллера можно понять, ведь пока ямальский СПГ «снимает сливки» от положительной ценовой конъюнктуры на европейском рынке, в Евросоюзе упорно продолжают считать «Газпром» монополистом, обвиняют его во всех смертных грехах, в том числе в дефиците топлива, а также высоких ценах на энергоносители.
По данным источников «Интерфакса», начальник департамента по связям с госорганами «Газпрома» Владимир Марков в обращении к Минэнерго высказался против ускоренной разработки месторождений в российской Арктике на фоне мирового энергоперехода, который должен снизить спрос на углеводороды после 2050 года. По его мнению, «интенсивная монетизация запасов газа рассматриваемого региона путем развития экспорта СПГ в долгосрочной перспективе также несет угрозу надежности поставкам газа российским потребителям, в том числе в части обеспечения пикового баланса».
Марков отметил, что меры стимулирования СПГ-проектов должны носить точечный характер и применяться к стратегическим проектам, отвечающим экономическим интересам и требованиям энергетической безопасности государства.
Он также напомнил позицию «Газпрома» о том, что работающие проекты сжижения природного газа, к которым применяются обширные меры государственной поддержки, в отсутствие государственного механизма контроля конкурируют с газом «Газпрома» на рынке Европы, что создает риски для доходов бюджета: «Существует значительный риск того, что ввиду сезонных ограничений по навигации и более высоких затрат на поставку СПГ по Северному морскому пути в Азию основная часть СПГ с новых заводов в российской Арктике будет продолжать поставляться в европейские страны-импортеры трубопроводного газа ПАО „Газпром“. С начала экспорта СПГ из российской Арктики по настоящее время более 50% произведенного СПГ было поставлено в эту группу стран. Таким образом, применение таких мер стимулирования создаст условия для дальнейшего роста конкуренции на традиционных рынках трубопроводного газа ПАО „Газпром“ со стороны СПГ с искусственно заниженной себестоимостью, что неизбежно приведет к уменьшению доходной части бюджета РФ из-за снижения налоговых и таможенных поступлений от поставок российского трубопроводного газа», — полагает глава GR «Газпрома».
Он также напомнил, что освобождение от ввозных пошлин импортного оборудования для заводов по сжижению природного газа лишит стимулов развитие его производства в РФ: «Дальнейшее широкое применение указанной меры поддержки будет способствовать сохранению высокого уровня зависимости российской СПГ-отрасли от зарубежных критически важных технологий и оборудования, а также снижению темпов научно-технологического развития Российской Федерации, что в том числе может негативно отразиться на реализации Федерального проекта „Прорыв на рынки СПГ“, целью которого является переход на отечественное оборудование при реализации СПГ-проектов (вне зависимости от региона их расположения)», — пояснил Марков.
НОВАТЭКу пришлось парировать. Как передает РБК со ссылкой на пресс-службу компании, в НОВАТЭКе удивлены мнением члена правления и главы департамента «Газпрома» о том, что интенсивная монетизация запасов газа в Арктике за счет развития экспорта сжиженного природного газа может вызвать угрозу поставкам газа потребителям: «Вызывает удивление позиция Владимира Маркова, ставящая под сомнение высказывания собственного руководства и допускающая риски реализации задач, поставленных высшим руководством страны».
Компания, видимо, напомнила об указе президента РФ Владимира Путина «О стратегии развития Арктической зоны России», в котором определены целевые показатели производства СПГ в Арктике: 64 млн т к 2030 году и 90 млн т к 2035-му, а также об утвержденной правительством России программе развития рынка СПГ с целевым показателем производства СПГ к 2035 году в 140 млн т. Кроме того, НОВАТЭК напомнил, что в сентябре 2021 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что запасов газа в России хватит более чем на 100 лет, а месторождения, которые «Газпром» обустраивает на Ямале, будут работать до 2132 года.
Отраслевые эксперты напоминают, что «Газпром» чуть ли не ежегодно высказывает подобные претензии НОВАТЭКу, поскольку это является частью конкурентной борьбы компаний за лидерство. При этом они не видят поводов для создания дополнительных государственных инструментов регулирования экспортных поставок российского газа, скорее наоборот, отмечают необходимость их большей либерализации.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что между двумя компаниями ведется активная аппаратная борьба, причем в прошлом году она усилилась из-за группы Тамбейских месторождений на Ямале: «НОВАТЭК просил президента, чтобы „Газпром“ отдал ему группу Тамбейских месторождений для разработки, аргументировав это тем, что он сам их не разрабатывает и другим не дает. Весь 2021 год были битвы за эти месторождения. Михельсон ходил к Путину, просил подобное распоряжение о передачи месторождений. „Газпром“ отбивался и говорил, что собирается использовать эти месторождения в качестве ресурсной базы для ГПЗ, который строится в Усть-Луге. Хотя в реальности у „Газпрома“ и так есть газ для Усть-Луги, и Тамбейские месторождения ему не очень нужны, но и отдавать их аппаратному конкуренту концерн не хочет, так как после бурного развития проектов НОВАТЭКа может встать вопрос о реформировании всей газовой отрасли и о реструктуризации самого „Газпрома“.
То есть основное противоречие — это аппаратная борьба между Миллером и Михельсоном, причем для „Газпрома“ это вопрос выживания»,
— считает эксперт.
Он пояснил, что на этом фоне «Газпром» старается не упускать момента указать на минусы проектов НОВАТЭКа, к которым относится и то, что часть газа с «Ямал СПГ» уходит в Европу: «Это справедливый укол НОВАТЭКа. В 2021 году много газа уходило на азиатские рынки, но сезон навигации по СМП не такой большой, и у компании не так много газовозов арктического класса. Поэтому приходится часть газа отправлять на европейское направление. Там этот газ частично перегружается и продолжает свой путь в Азию, но какое-то его количество все же оседает в ЕС и конкурирует там с трубопроводными поставками „Газпрома“. Но я не думаю, что в ближайшее время произойдут какие-то изменения. Поскольку вердикт Владимира Путина в ходе разбирательства по вопросу принадлежности Тамбейских месторождений заключался в том, что он не против, если стороны сами между собой договорятся», — уточнил Юшков.
Кстати, стоит отметить, что доказанные запасы углеводородов НОВАТЭКа на конец 2021 года по оценке DeGolyer & MacNaughton, проведенной по стандартам SEC (включая долю в запасах совместных предприятий), составили 16,409 млрд баррелей нефтяного эквивалента (бнэ), в том числе 2,261 трлн куб. м газа и 189 млн т жидких углеводородов. По данным компании, за год запасы углеводородов увеличились на 0,3% (исключая добычу 2021 года), при этом коэффициент восполнения составил 107%, что соответствует приросту запасов 669 млн бнэ, включая добычу. Коэффициент восполнения запасов газа составил 120%, что соответствует приросту запасов 96 млрд куб. м, включая добычу.
Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов заметил, что в России лишь одна категория проектов имеет нулевую налоговую нагрузку в рамках предоставляемых российским нефтегазовым компаниям льгот — это ямальские заводы компании НОВАТЭК: «На Ямале работает еще и „Газпром“, в арктической зоне „Газпром нефть“ и „Роснефть“, последняя реализует на Таймыре крупнейший нефтяной проект „Восток Ойл“. Эти компании также занимаются развитием инфраструктуры региона, но льгот, сопоставимых с теми, которые есть у ямальских заводов, у них нет.
Такая налоговая лояльность государства была бы оправдана, если бы проекты НОВАТЭКа позволяли бы развивать отечественные технологии. Но мы не можем в полной мере сказать, что они соответствуют данному параметру»,
— напомнил эксперт.
По его мнению, задача государства заключается в таком регулировании отрасли, при котором основная часть конкуренции приходилась бы на внутренний рынок, чтобы российские компании не вступали в конкуренцию на наших целевых зарубежных рынках, от которых российский бюджет получает дополнительный доход: «Изначально предполагалось, что, реализуя свой ямальский проект, НОВАТЭК не будет пытаться „отъесть“ долю европейского рынка у „Газпрома“. С государственной точки зрения это разумно, так как при конкуренции двух компаний из одной страны ухудшается экономика поставок. НОВАТЭК формально придерживается этих договоренностей, поскольку газ с „Ямал СПГ“ в Европе продает не сам, а иностранные компании, которые являются акционерами этого проекта, в частности, Total. При этом не понятно, какой от этого положительный эффект получает российский бюджет. Если мы говорим про финансовые интересы государства, то смысла от этого продаж не очень много», — рассказал Фролов.
В защиту НОВАТЭКа можно сказать лишь то, пояснил эксперт, что СПГ напрямую с трубопроводными поставками газа не конкурирует.
«В первую очередь СПГ конкурирует со сжиженным газом других производителей. В этом плане тезис „Газпрома“ о конкуренции несколько сомнителен. Особенно это очевидно, когда мы посмотрим на направления поставок. Есть ряд стран, которые являются крупными импортерами СПГ, но при этом не получают трубопроводные объемы газа, например, это Испания, Португалия. В то же время НОВАТЭК собирается расширять свои производственные мощности и будет стремиться к реализации своей продукции на тех же рынках. Безусловно, азиатское направление доминирующее, но возникает вопрос про загрузку Северного морского пути, а также эффективность поставок СПГ с полуострова Ямал в азиатском направлении. В этом смысле государству было бы логично посоветовать компании НОВАТЭК сосредоточиться именно на азиатском направлении. Но я не вижу очевидных открытых инструментов влияния на направление поставок СПГ с ямальских проектов», — подчеркнул эксперт.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко считает, что спор между «Газпромом» и НОВАТЭКом ведется не по существу: «Тот спор, который „Газпром“ вел с властями ЕС о долгосрочных контрактах с нефтяной привязкой, российская компания, по сути, выиграла. То есть в этом коротком историческом периоде „Газпром“ доказал свою правоту, но наивно рассчитывать, что такой статус-кво сохранится продолжительное время. Ведь на нынешнем уровне цен все альтернативные источники энергии становятся архирентабельными, и ВИЭ только приобретает дополнительную популярность.
Поэтому у „Газпрома“ и НОВАТЭКа задача сейчас — не пенять друг на друга, а объединить свои усилия для защиты своих интересов на мировом рынке газа»,
— заметил эксперт.
Он также уверен, что настало время для глубоких структурных изменений российского газового экспорта, так как «Газпром» уже выполнил свою миссию в качестве единого экспортного канала. Кроме того, при той политике, которую более 10 лет ведет ЕС, официально ее можно обозначить как «вам здесь никто не рад», было бы правильно демонополизировать доступ к экспортной трубе: «На прошедшем Гайдаровском форуме была озвучена проблематика несостоятельности энергетической стратегии РФ до 2035 года. Это программа была неожиданно принята в июне 2020 года, в разгар первой волны пандемии. За прошедшее время ситуация очень сильно поменялась, теперь общемировая энергоповестка включена в климатическую. Поэтому назрел пересмотр энергостратегии — на форуме упоминалось, что уже есть поручение президента по составлению новой энергостратегии до 2050 года. Газовые экспортеры должны сейчас объединить свои усилия для того, чтобы в рамках разработки новой энергостратегии понять место газовой отрасли России на мировом рынке. Между тем, по всем прогнозам, спрос на газ как энергоноситель переходного периода будет только расти. И российские компании должны будут гармонично дополнять друг друга, а не конкурировать за одного клиента», — резюмировал Мищенко.