Само мероприятие хоть в чем-то и ожидаемое, но всегда интересное и новаторское. В этот раз на площадках форума не было недостатка в дискуссионных темах: энергопереход и климатическая повестка, здравоохранение и коронавирусная пандемия, экономическая интеграция на евразийском пространстве, новая инфраструктура и развитие автомобильных магистралей, комфортная городская среда и строительство нового жилья, цифровые аспекты развития экономики и другие.
Темы действительно масштабные, тем более что обсуждались они не только в национальном, но и в мировом контексте — Гайдаровский форум-2022 прошел под лозунгом «Россия и мир: Приоритеты». Можно смело утверждать, что в прошедшем году климат и энергопереход уже прочно заняли свое место в повестке российского ТЭК: так, спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс вполне обоснованно указал на то, что принятая в России «Энергетическая стратегия до 2035 года» неправильна и она была разработана без учета вопросов энергоперехода. По мнению Анатолия Чубайса, энергетическую стратегию нужно пересматривать, поскольку она уже не соответствует состоянию мировой энергетической отрасли. Чубайс также подчеркнул, что на основе этого уже устаревшего документа по-прежнему планируется развитие нефтяной, газовой и угольной отрасли, а также электроэнергетики. По словам Чубайса, к счастью, уже есть поручение президента о пересмотре энергостратегии до 2050 года, и в новом документе появятся новые цели и компоненты, учитывающие вызовы нового времени.
Со спецпредставителем, отвечающим за международные связи по устойчивому развитию, трудно спорить — действительно, мировая экономическая и энергетическая повестка существенно поменялись за прошедший год, и энергетическая стратегия, принятая в 2020 году с параметрами до 2035 года, уже не соответствует задачам, стоящим перед российской экономикой и энергетической отраслью.
И тем не менее наиболее актуальные темы в рамках развития отечественного ТЭК на форуме, на наш взгляд, озвучил не Анатолий Чубайс, а вице-премьеры Алексей Оверчук и Марат Хуснуллин. Первый затронул вопросы интеграции на Евразийском континенте. Алексей Оверчук поделился планами по дальнейшему развитию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По словам вице-премьера, в рамках ЕАЭС будут активно развивать кооперационные цепочки, транспортно-логистические проекты, а также большое внимание планируется уделять развитию цифровых и гуманитарных основ союза. По проблематике евразийской интеграции мы уже высказывались в предыдущих материалах — все звучит очень позитивно в планах, но на практике возникает большое количество вопросов по интеграционным механизмам, в частности в вопросах ценообразования на рынках энергоресурсов стран-членов ЕАЭС.
И, наконец, вице-премьером Маратом Хуснуллиным был озвучен план развития дорожной инфраструктуры. По его словам, правительство предложит частным инвесторам заняться развитием инфраструктуры вдоль строящейся трассы «Москва – Казань». Вице-премьер подчеркнул, что дорожная инфраструктура должна работать в первую очередь на сокращение времени в пути. Также г-н Хуснуллин отметил новую важную деталь в проектах по строительству автомагистралей: по его словам, ранее при строительстве платных дорог денег на оснащение их заправками не хватало. Сейчас все это учитывается в планах строительства: на трассе «Москва – Казань» предусматривается 12 точек развития, где будут АЗС, сервисы, гостиницы и даже склады. Со слов вице-премьера, участки уже готовятся к аукционам — интерес инвесторов к развитию транспортной инфраструктуры очень большой.
Планы по строительству современных АЗС на новых трассах не могут не вызывать поддержки и одобрения у автомобилистов, но ведь вопрос создания современной заправочной и сервисной инфраструктуры не ограничивается только собственно строительством заправок и сервисных точек.
Самый важный вопрос — как этот бизнес будет функционировать в текущем экономическом и налоговом режиме? Ведь для участников рынка не секрет, что розничный сегмент рынка моторных топлив является самым проблемным — уже не первый год! Частные заправочные станции и небольшие региональные сети находятся в зоне высокого »делового риска» (назовем это так). При сложившейся ценовой конъюнктуре никто не может дать гарантии частному инвестору в стабильности и устойчивости его бизнеса, поскольку розничные цены на топливо являются предметом пристального контроля со стороны государства в силу их социально-экономической значимости. При этом, существующий механизм компенсации - так называемый «демпфер» — мягко говоря, не работает для частного розничного бизнеса.