Posted 17 января 2022, 07:19
Published 17 января 2022, 07:19
Modified 17 сентября 2022, 06:58
Updated 17 сентября 2022, 06:58
Само мероприятие хоть в чем-то и ожидаемое, но всегда интересное и новаторское. В этот раз на площадках форума не было недостатка в дискуссионных темах: энергопереход и климатическая повестка, здравоохранение и коронавирусная пандемия, экономическая интеграция на евразийском пространстве, новая инфраструктура и развитие автомобильных магистралей, комфортная городская среда и строительство нового жилья, цифровые аспекты развития экономики и другие.
Со спецпредставителем, отвечающим за международные связи по устойчивому развитию, трудно спорить — действительно, мировая экономическая и энергетическая повестка существенно поменялись за прошедший год, и энергетическая стратегия, принятая в 2020 году с параметрами до 2035 года, уже не соответствует задачам, стоящим перед российской экономикой и энергетической отраслью.
И тем не менее наиболее актуальные темы в рамках развития отечественного ТЭК на форуме, на наш взгляд, озвучил не Анатолий Чубайс, а вице-премьеры Алексей Оверчук и Марат Хуснуллин. Первый затронул вопросы интеграции на Евразийском континенте. Алексей Оверчук поделился планами по дальнейшему развитию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По словам вице-премьера, в рамках ЕАЭС будут активно развивать кооперационные цепочки, транспортно-логистические проекты, а также большое внимание планируется уделять развитию цифровых и гуманитарных основ союза. По проблематике евразийской интеграции мы уже высказывались в предыдущих материалах — все звучит очень позитивно в планах, но на практике возникает большое количество вопросов по интеграционным механизмам, в частности в вопросах ценообразования на рынках энергоресурсов стран-членов ЕАЭС.
И, наконец, вице-премьером Маратом Хуснуллиным был озвучен план развития дорожной инфраструктуры. По его словам, правительство предложит частным инвесторам заняться развитием инфраструктуры вдоль строящейся трассы «Москва – Казань». Вице-премьер подчеркнул, что дорожная инфраструктура должна работать в первую очередь на сокращение времени в пути. Также г-н Хуснуллин отметил новую важную деталь в проектах по строительству автомагистралей: по его словам, ранее при строительстве платных дорог денег на оснащение их заправками не хватало. Сейчас все это учитывается в планах строительства: на трассе «Москва – Казань» предусматривается 12 точек развития, где будут АЗС, сервисы, гостиницы и даже склады. Со слов вице-премьера, участки уже готовятся к аукционам — интерес инвесторов к развитию транспортной инфраструктуры очень большой.
Планы по строительству современных АЗС на новых трассах не могут не вызывать поддержки и одобрения у автомобилистов, но ведь вопрос создания современной заправочной и сервисной инфраструктуры не ограничивается только собственно строительством заправок и сервисных точек.
Самый важный вопрос — как этот бизнес будет функционировать в текущем экономическом и налоговом режиме? Ведь для участников рынка не секрет, что розничный сегмент рынка моторных топлив является самым проблемным — уже не первый год! Частные заправочные станции и небольшие региональные сети находятся в зоне высокого »делового риска» (назовем это так). При сложившейся ценовой конъюнктуре никто не может дать гарантии частному инвестору в стабильности и устойчивости его бизнеса, поскольку розничные цены на топливо являются предметом пристального контроля со стороны государства в силу их социально-экономической значимости. При этом, существующий механизм компенсации - так называемый «демпфер» — мягко говоря, не работает для частного розничного бизнеса.