Максимальным за последние три года оказался объем импорта Китаем нефти из Ирана и Венесуэлы в 2021 году, когда Пекин импортировал 324 млн баррелей нефти из этих двух стран, находящихся под американскими санкциями, сообщило агентство Bloomberg, ссылаясь на доклад исследовательской Kpler. Этот показатель на 53%, или в полтора раза, превысил объем импорта 2020 года. Предыдущий максимум был зафиксирован в 2018 году — 352 млн баррелей.
«Такой скачок был обеспечен ростом цен на нефть, что сделало иранскую нефть дешевле чуть ли не на 10%», — отметил глава исследований танкерных поставок Braemar ACM Shipbroking Pte Ltd. Ануп Сингх. По его словам, ослабления в механизме исполнения санкций со стороны США из-за начавшихся переговоров в Вене также способствовали росту импорта.
Основными импортерами нефти из Ирана и Венесуэлы в основном являются частные НПЗ в Китае. Эти поставки обычно не фиксируются в официальных данных таможенной службы страны, поясняет Bloomberg.
Санкционная нефть как правило транспортируется на старых судах, которые в противном случае были бы отправлены на свалку. Это удешевляет транспортировку, отметил Сингх.
При этом поставки обычно осуществляются двумя способами: из страны происхождения нефти на танкерах с выключенными транспондерами или при помощи перелива нефти в танкеры из других стран в море, чтобы скрыть ее происхождение.
Иранская и венесуэльская нефть, уточняет ИА «Финмаркет», чаще всего импортируется как нефть из Омана или Малайзии. Официальная статистика показывает, что Китай не импортировал иранскую нефть с декабря 2020 года. Тем временем импорт из Омана и Малайзии значительно вырос.