Через пять-восемь лет Россия станет третьим по объему производственных мощностей экспортером СПГ в мире, считает старший консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. «Россия не делает ставку только на трубопроводный газ, напротив, по нашим оценкам, доля СПГ в экспорте вырастет с 16% в 2020 году до 28% в 2025 году и 33% в 2030 году во многом благодаря монетизации газа в удаленных от единой системы газоснабжения (ЕСГ) регионах», — сообщила в беседе с РИА Новости Колбикова.
«В 2027–2030 годах Россия войдет в топ-3 стран по объему мощностей сжижения газа, опередив Австралию», — уточнила она. Сейчас самыми большими возможностями по производству СПГ обладает Австралия, далее идет Катар, на третьем месте США. При этом у США и Катара есть четкие планы по дальнейшему расширению своего производства.
К концу 2022 года, по прогнозам Минэнерго США, Соединенные Штаты выйдут на первое место по объему производственных мощностей. Ожидается, что заводы там на пике смогут производить 13,9 млрд кубических футов СПГ в сутки, тогда как аналогичный показатель по Австралии составит 11,4 млрд, а по Катару — 10,4 млрд.
Россия пока находится на четвертом месте по объему производственных мощностей. По словам Колбиковой, в РФ работает иная, чем в США, бизнес-модель СПГ-проектов. «Для реализации СПГ-проекта в России требуется поиск источников финансирования, а также обеспечение доходности инвестиций на всем цикле от добычи до сбыта на уровне не ниже 15%. Это является непростой задачей с учетом неопределенностей ресурсной базы, внешних рынков и регуляторной среды», — говорит эксперт.
Заводы в США живут за счет более доступного и дешевого долгосрочного финансирования, поэтому им обычно достаточно покрывать операционные затраты на сжижение за счет так называемой tolling fee — толлинговый платеж, плата за услуги сжижения. При этом риски по стоимости добычи и сбыта по контрактам берут на себя покупатели СПГ, пояснила она.