На намеченном сегодня очередном раунде переговоров по возобновлению т. н. «ядерной сделки» (по возвращению Ирана и США в Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД) Тегеран намерен поднять вопрос о снятии ограничений на экспорт нефти, пишет «Интерфакс», заявил министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан.
«На переговорах нужно добиться ситуации, при которой Иран сможет легко и беспрепятственно продавать свою нефть, а доходы поступали бы на иранские банковские счета […] Гарантии и механизм верификации фигурируют в числе тех, на которых мы делаем упор», — цитирует «Интерфакс» министра.
Главы делегаций Ирана, России и Китая накануне переговоров провели встречу, чтобы скоординировать свои позиции на заседании комиссии из представителей Ирана и «пятерки» международных посредников (Россия, Великобритания, Германия, Китай и Франция) по восстановлению СВПД, отмечает ТАСС. Об этом постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов написал в своем аккаунте в твиттере.
По данным ТАСС, Иран, Россия и КНР продолжат обсуждать перспективу реализации СВПД в первоначальном виде и возвращение США в это многостороннее соглашение. И «есть общий настрой» завершить переговоры к началу февраля 2022 г.
Однако в середине декабря дипломаты Германии, Франции и Великобритании проинформировали, что возобновившиеся 29 ноября переговоры по иранскому атому «могут закончится ничем». Ранее заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари Дикарло уже призвала отменить санкции против Ирана. Иран, по ее словам, должен «обратить назад» уже предпринятые действия в ядерной программе, противоречащие т. н. «ядерной сделке» (СВПД), а США — отменить эмбарго, в том числе нефтяное. Отмена санкций будет способствовать тому, что обогащенный уран можно будет вывезти из Ирана, обменяв его на природный.
В ноябре глава иранской госнефтекомпании NIOC Мохсен Ходжастехмехр заявил, что на досанкционный уровень производства — 4 млн б/с — Иран планирует выйти к марту 2022 года. «Наш план заключается в том, чтобы увеличить добычу нефти до уровня, превышающего показатели периода перед повторным введением санкций США в 2018 году», — подчеркнул глава NIOC. Экспорт сырой нефти и нефтеперерабатывающие мощности страны планируется нарастить в 1,5 раза по сравнению с периодом до введения санкций администрацией Дональда Трампа.