О том, что изменилось в стратегии работы металлургов с компаниями ТЭК и какие инновации «Северсталь» предлагает отрасли, рассказал директор по работе с энергетическими компаниями Дмитрий Горошков.
— Что изменилось во взаимодействии «Северстали» с нефтегазовыми компаниями?
— Произошло несколько существенных изменений. Во-первых, в нефтегазе мы выделили для себя три целевых сегмента. Это транспортировка, добыча и переработка углеводородов. Во-вторых, мы поняли, как можем принести максимальную пользу клиентам и одновременно улучшить эффективность нашей работы в каждом из этих сегментов. «Северсталь» постепенно превращается из компании-производителя проката и трубы большого диаметра в поставщика инновационных решений. Важно отметить, что «Северсталь» предлагает высокотехнологичные продукты в комплексе с логистическими и сервисными услугами.
— Как формируется механизм принятия решения о производстве новой продукции?
— Нередко заказчик, обращаясь к нам, чётко понимает, какой продукт ему необходим. В таких случаях «Северсталь», опираясь на собственную экспертизу, может помочь дополнительно оптимизировать проект. Если же у нас пока не было опыта поставок требуемого материала, за счёт участия на ранних стадиях проекта и тесного взаимодействия с заказчиком мы в сжатые сроки осваиваем производство, приобретаем новые компетенции. Возможности «Северстали» в этом плане очень широки: мы можем инвестировать, проводить научно-исследовательские разработки, производить опытные партии и тестировать их, а затем аттестовывать.
— Приведите пример совместной разработки продукта под задачи клиента.
— Освоение производства трубы К65 с высокой деформационной способностью (ВДС) — хороший пример прохождения пути совместно с клиентом. Таких труб на данный момент никто, кроме «Северстали», не производит. Их разработка стала логическим развитием предыдущего продукта, который был востребован при строительстве «Силы Сибири» для переходов через зоны активных тектонических разломов.
Ранее на подобных проектах использовали трубы с высокой деформационной способностью К60. Мы усовершенствовали этот продукт и пришли к партнёрам в проектных институтах с предложением использовать в этом крупном инфраструктурном проекте трубы нового поколения класса прочности К65. Благодаря инновационному продукту жизненный цикл трубы будет существенно увеличен, надёжность повышена, металлоёмкость проекта снижена.
Трубная продукция класса прочности К65 обеспечивает рабочее давление эксплуатации трубопровода до 11,8 МПа. Она предназначена для применения во всех проектах строительства газопроводов в условиях слабонесущих, вечномерзлых и пучинистых грунтов, в зонах активных тектонических разломов и повышенной сейсмической активности, т. е. там, где велика вероятность деформации трубопровода в процессе эксплуатации. Мы видим, что в ближайшее время продукт будет использован при реализации проектов по добыче и транспортировке углеводородов на месторождениях полуострова Ямал.
— То есть уникальна не только труба, но и модель работы над продуктом, а также механизм взаимодействия с клиентом?
— Мы единственные на рынке можем производить как сталь, так и готовый продукт, в частности трубу, у нас есть возможность адаптировать технологии на каждом переделе, отрабатывать их как на своем трубном производстве, так и с партнёрами-трубниками. При этом отмечу, что на Ижорском трубном заводе мы выпускаем и 18-метровую трубу, использование которой способствует экономии и сокращению количества стыков. Чем меньше швов, тем надёжнее трубопровод.
— Какие стратегии вы реализуете в целевых сегментах?
— В сегменте транспортировки мы предлагаем кастомизированные решения. В числе примеров — трубы К65 с ВДС, «Кольчуга» — стеклопластиковое защитное покрытие для труб большого диаметра.
В сегменте добычи у нас два стратегических вектора: оншорный и офшорный. Для наземных месторождений «Северсталь» пока поставляет только рулоны, из которых независимые трубники делают продукцию.
В свою очередь, строительство морской добычной платформы подразумевает огромный объём работ по проектированию и изготовлению металлоконструкций. Для этих проектов нужен плоский прокат, в том числе уникальные типы судостали. Сейчас мы завершаем поставки на строительство платформы в рамках проекта «Каменномысское море».
Необходимо упомянуть и комплексные поставки. Производя широчайшую продуктовую номенклатуру и развивая партнерства с другими производителями, мы организуем максимально эффективные поставки всей необходимой металлопродукции заказчикам и EPC-подрядчикам крупнейших инфраструктурных проектов. Речь о сотнях тысяч тонн различных видов металлопродукции с необходимым логистическим сервисом — от арматуры до трубной продукции.
Есть у «Северстали» и уникальные продуктовые предложения для СПГ-сегмента. Это криогенные стали и теплообменное оборудование. Технология, локализованная в России вместе с компанией Linde, является самой эффективной. Мы рассчитываем на то, что благодаря ей сможем выступать основным поставщиком теплообменного оборудования для всех крупнейших проектов, которые будут реализовываться в России.
Для СПГ-сегмента и арктических проектов мы готовы предложить хладостойкие стали, а именно сортовой прокат, плоский прокат, метизную продукцию, а также линейку Cryonix, включающую марку стали X7Ni9, криогенную арматуру и в перспективе ТБД. «Северсталь» на сегодняшний день является единственным в России производителем криогенной стали, которая используется при строительстве резервуаров хранения сжиженного природного газа.
— Расскажите про перспективные разработки.
— X100 — это самый прочный металл, который на данный момент может использоваться при строительстве газопроводов. Совместно с ВНИИГАЗом и «Газпромом» мы задались целью разработать новый продукт, который не имеет аналогов по качеству и эксплуатационным характеристикам. Для подтверждения возможности этого продукта сопротивляться протяжённому разрушению (лавинному образованию трещины) в ближайшее время «Северсталь» планирует провести масштабные натурные полигонные испытания. В трубах класса прочности X100 можно увеличить давление почти в 1,5 раза по сравнению со стандартными трубами. Благодаря этому возрастут объём и скорость транспортировки.
В настоящее время одним из перспективных векторов является переход к водородной энергетике. «Северсталь» также двигается в этом направлении, нами разработан новый продукт — труба для транспортировки 100-процентного водорода или смеси водорода с природным газом. Наши специалисты уже протестировали данное решение, а в 2022 году будут завершены испытания трубы на территории Европейского Союза, в лаборатории партнера. Далее мы представим продукт для клиентов на российском и экспортном рынках.
— На что повлияют перечисленные Вами инновации в процессе реализации проекта?
На уровне подготовки проекта, разработки финансово-экономического обоснования клиенты сразу видят, как меняются финансовые и качественные показатели. Из очевидного: благодаря нашей продукции происходит снижение капитальных затрат при закупке и строительстве, повышается срок службы объектов и трубопроводов, значительно снижается аварийность — а с ней и стоимость эксплуатации.