В отставку подал министр иностранных дел Литвы и одновременно лидер правящей консервативной партии Габриэлюс Ландсбергис, сообщило функционирующее в странах Прибалтики информагентство Baltic News Service (BNS), пояснив, что отставка мотивирована продолжающимся транзитом белорусских грузов через Литву вопреки санкциям США.
По словам пресс-секретаря правительства Литвы Витауте Шмайжите-Кулешене, в заявлении об отставке, поданном Ландсбергисом, он просит уволить его, поскольку Литва продолжает транзит грузов из Белоруссии, несмотря на введенные США санкции.
Введенные Соединенными Штатами в августе антибелорусские санкции, которые распространяются в том числе на «Беларуськалий», вступили в силу 8 декабря. Однако оказалось, что эта белорусская компания оплатила заранее перевозку груза «Железным дорогам Литвы». Так что литовской ж/д ничего не остается, как выполнять существующий договор.
О готовности уйти в отставку Ландсбергис заявил в сейме 9 декабря. Такую же готовность высказывал и министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис. «Железные дороги Литвы» вынуждены продолжать перевозить грузы «Беларуськалия», поскольку еще в ноябре получили авансовый платеж за услуги, которого хватит для перевозок в декабре, январе и феврале. По мнению СМИ, литовским ж/д может грозить банкротство, если «Беларуськалий» подаст иски за остановку оплаченного транзита калийный удобрений.
По данным BNS, литовская компания ищет способы вернуть аванс «Беларуськалию» за перевозки в январе и феврале. Однако, по словам представителя Lietuvos gelezinkeliai Мантаса Дубаускаса, компания уже пыталась погасить этот дополнительный аванс через Swedbank 7 декабря, за день до вступления в силу санкций США в отношении «Беларуськалия», но 8 декабря деньги были возвращены, поскольку российский банк-корреспондент ВТБ, обслуживающий «Беларуськалий», отклонил перевод средств. Дубаускас не назвал сумму возврата. По оценкам она может составить около €10 млн за два месяца услуг по перевозкам.