Posted 23 ноября 2021,, 10:21

Published 23 ноября 2021,, 10:21

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

«Северный поток-2» как временная жертва

23 ноября 2021, 10:21
Не исключено, что «Северный поток-2» будет не только первым, но и последним и единственным газопроводом, который пройдет сертификацию на основе поправок 2019 года

Цены на газ в ЕС не первый месяц держатся в районе $1000 за тысячу кубометров, хотя период зимних холодов еще и не начинался. В этой не слишком оптимистичной рыночной ситуации немецкий регулятор внезапно решил притормозить сертификацию Nord Stream 2 AG, поэтому теперь запуск «Северного потока-2» откладывается то ли до марта 2022 года, то ли до августа. В этой ситуации довольно любопытно понять, чем же руководствуется правительство ФРГ, ведь замораживание собственных граждан и промышленности — это весьма опрометчивая политическая стратегия.

Официально Федеральное сетевое агентство Германии 16 ноября приняло решение о приостановке сертификации Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора «Северного потока-2» в связи с тем, что оператор этого газопровода может быть признан в качестве независимого лишь при условии реорганизации правовой формы в соответствии с законодательством Германии. То есть немецкая «дочка» Nord Stream 2 AG должна стать владельцем и оператором части газопровода, проходящей по территории ФРГ, а также заново подать полный комплект документов для сертификации, тогда процесс будет возобновлен, указал регулятор.

В МИД ФРГ заявили, что решение о приостановке сертификации не было плановым — оно было принято для скорейшего выполнения требований законодательства Германии. Министерство энергетики Германии, в свою очередь, поспешило заявить, что приостановка сертификации Nord Stream 2 AG является регуляторным вопросом и никак не скажется на энергоснабжении Германии. Тем не менее вся эта правовая казуистика может отложить запуск «Северного потока-2» в лучшем случае до марта 2022, то есть как раз до конца зимы. В связи с этим не лишним будет напомнить, что, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, технологически «Северный поток-2» уже готов к запуску, и дальше все будет зависеть от выполнения формальностей, связанных с сертификацией. То есть сейчас мяч целиком и полностью на стороне Германии, и найти адекватных экономических объяснений задержки ввода «Северного потока-2» не представляется возможным.

Более того, на фоне этих «юридических проволочек» европейский энергетический сектор успел пережить череду банкротств.

Многие компании были вынуждены прекратить свое существование из-за высоких цен на газ. Так, в Германии крупнейшая компания из Кельна Immergrue, также известная как Meisterstrom, вынуждена была пойти на такой шаг из-за сверхвысоких цен на энергоносители. Она уведомила своих потребителей о прекращении снабжения электричеством с 19 октября. Кроме того, с августа текущего года 98 компаний по обслуживанию бытовых потребителей объявили об увеличении цен на газ. За счет этого дополнительные расходы для среднего домохозяйства в Германии могут составить €263 в месяц.

Волна банкротств энергокомпании накрыла и Великобританию. По данным Bloomberg, в начале октября о своем закрытии объявили Igloo Energy Supply, Enstroga и Symbio Energy. 233 тыс. клиентам пришлось искать нового поставщика электроэнергии. С начала августа в стране уже прекратили обслуживание клиентов пять коммунальных предприятий. Министр предпринимательства, энергетики и промышленной стратегии Великобритании Квази Квартенг этой зимой ожидает банкротства еще нескольких компаний.

Кстати, 1 ноября, еще до остановки сертификации Nord Stream 2 AG, глава Федерального объединения немецкой промышленности BDI Зигфрид Русвурм в интервью агентству DPA заявлял, что если Москва будет настаивать на сертификации этого газопровода в обмен на увеличение поставок газа, Европа может отклонить это требование, но тогда европейцам придется искать других поставщиков. Однако в настоящее время большинство производителей газа предпочитает отправлять этот ресурс на премиальные рынки Юго-Восточной Азии. Учитывая высокий спрос в КНР, наивно считать, что сжиженный газ из США для европейцев будет обходиться дешевле, чем газ, покупаемый у РФ, указал Зигфрид Русвурм. При этом не лишним будет заметить, что в России неоднократно подчеркивали, что «Газпром» в полном объеме выполняет все взятые на себя обязательства, а увеличение поставок по имеющимся маршрутам зависит от заявок потребителей.

В Восточном комитете немецкой экономики (OA) посчитали абсолютно контрпродуктивным откладывать реализацию современных инфраструктурных проектов, таких как «Северный поток-2», по политическим причинам. Более эмоциональная итальянская Ассоциация потребителей газа Gas Intensive, в которую входит 141 крупное промышленное предприятие страны, заявила, что итальянская промышленность больше не способна оплачивать счета за геополитические игры вокруг «Северного потока-2», и потребовала, чтобы правительство продало с аукциона часть запасов газа по ценам лета, которые в несколько раз ниже текущих котировок на европейских хабах.

Терпение у европейской промышленности заканчивается. Ведь даже если представить, что задержка с сертификацией является исключительно регуляторным вопросом, а именно необходимостью привести работу компании Nord Stream 2 AG в соответствие с требованиями Третьего энергопакета ЕС, надо учитывать, что ни один другой газопровод, который доставляет сетевой газ в Евросоюз, не попадает под его юрисдикцию.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в своем комментарии для «НиК» отметил, что на другие газопроводы это регулирование не распространяется. И вероятно не будет впредь: «Никто не будет строить газопровод в Европу на таких условиях, только при предоставлении исключения из правил и то вряд ли», — пояснил эксперт.

Старший аналитик Rystad Energy Дарья Мельник рассказала, что действие Третьего энергопакета распространяется на все трубопроводы, поставляющие газ в Европу и полностью достроенные после 23 мая 2019 года: «В частности, строящийся интерконнектор между Данией и Польшей Baltic Pipe, который будет транспортировать газ из Норвегии, должен соответствовать требованиям энергопакета. По крайней мере, решения о его выведении из-под действия пакета еще не было. А вот Восточно-Средиземноморский трубопровод (EastMed), который будет транспортировать газ из Израиля, и Трансадриатический трубовопровод (TAP), поставляющий газ из Азербайджана, были исключены из Третьего энергопакета как проекты общественной значимости. Вот такие двойные стандарты», — заявила эксперт.

Заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев уточнил, что поправки, принятые в 2019 г., не имеют обратной силы и касаются только газопроводов, строительство которых завершилось после 23 мая 2019 года: «До этих поправок требования Третьей газовой директивы не распространялись на газопроводы, входящие на территорию ЕС по суше из третьих стран или через территориальные морские воды. Из внешних газопроводов, по которым в ЕС поставляется „чужой“ газ, сертификацию на соответствие Третьей газовой директиве в 2016 г. прошел TAP, но это был другой случай — газопровод шел из одной страны ЕС (Греции) в другую (Италия). Достроенный 18 ноября Baltic Pipe, хотя и будет поставлять норвежский газ в ЕС, но строился уже сертифицированными датским и польским операторами, и сама процедура отрытой подписки, проведенная по нему в 2017 г. уже строго соответствовала Третьей директиве.

Не исключено, что „Северный поток-2“ будет не только первым, но и последним и единственным газопроводом, который пройдет сертификацию на основе поправок 2019 года. Собственно, исключительно ради него они и принимались»,

— считает эксперт.

Любопытно, что газопровод Medgaz, который проложили в обход Марокко, был построен на деньги Европейского инвестиционного банка. 1 ноября 2021 года Алжир полностью остановил прокачку газа по экспортному газопроводу Магриб — Европа (MGE), который проходит по территории Марокко, переключившись на Medgaz. Данный факт не вызвал политических дискуссий в Евросоюзе и не удостоился реакции Вашингтона. Более того, никто даже не пытался учитывать мнение Марокко, хотя эта страна полностью потеряла транзит газа через свою территорию.

В отношении реализации газопровода «Северный поток-2» ситуация всегда была диаметрально противоположной. Чего только стоит тот факт, что в его сертификации принимает участие Украина, хоть и с правом совещательного голоса. По мнению большинства опрошенных «НиК» экспертов, именно политика стала первопричиной нынешней остановки сертификации Nord Stream 2 AG.

Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко пояснил, что в ФРГ сейчас идет процесс формирования нового правительства и на этом фоне «Северный поток-2» стал жертвой политической конъюнктуры: «Северный поток-2» является «красной тряпкой» для всех политических сил страны и одним из ключевых элементов политической борьбы. Поэтому очевидно, что для достижения определенных коалиций, которые потом помогут при распределении портфелей и с выбором канцлера, надо чем-то жертвовать. Например, чтобы договориться с «Зелеными» надо хотя бы снять с повестки срочный запуск «Северного потока-2». Это специфика внутригерманского политического процесса», — рассказал эксперт. По его словам, какие-то рыночные причины вряд ли присутствуют, так как «Северный поток-2» — это действующий газотранспортный маршрут, который уже может доставлять на европейский рынок недостающие объемы.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уточнил, что победившая на выборах Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) хочет создать коалицию не только с привычными ей консерваторами — Христианско-демократическим союзом Германии (ХДС) и Христианско-социальным союзом (ХСС), — но и с «Зелеными»: «Если будет такая коалиция во главе с СДПГ, то пост министра иностранных дел и министра энергетики, скорее всего, достанется „зеленым“. А их не интересуют проблемы немецкой промышленности и населения. Это партия фанатиков», — пояснил эксперт.

Алексей Белогорьев также предположил, что у Германии нет сейчас экономических резонов тянуть время, скорее, наоборот: «Правительство Германии, как и руководство других стран ЕС, а также Еврокомиссия, всерьез обеспокоены крайне высокими ценами на газ: это ведет к снижению конкурентоспособности европейской промышленности (из-за роста издержек), увеличению инфляции и отчасти к росту расходов домохозяйств (в ЕС розничные цены реагируют на рост оптовых цен не сразу и далеко не линейно, в т. ч. по причине высокой доли налогов в конечной цене, но все-таки реагируют). Можно спорить о том, насколько сильно начало поставок по „Северному потоку-2“ повлияет на динамику спотовых и фьючерсных цен (я бы не питал большого оптимизма), но сам факт такого влияния не вызывает сомнений», — отметил эксперт.

Вместе с тем он отвергает и политическую подоплеку в действиях немецкого регулятора: «Решение Федерального агентства по сетям (BNetzA) от 16 ноября, на мой взгляд, носит сугубо юридический характер. Я бы не искал здесь даже политической подоплеки. Не думаю, в частности, что „Зеленые“ ставят вопрос о „Северном потоке-2“ в качестве принципиального условия вхождения в новую коалицию, тем более коалиционные переговоры не могут влиять на позицию регулятора — у власти, в конце концов, по-прежнему правительство Ангелы Меркель.

Скорее, вызывает удивление, почему Nord Stream 2 AG не озаботилась заранее созданием своего дочернего общества в Германии и передачей ему прав оператора, оставив это на самый последний момент. Правила „игры“ были давно известны, но, видимо, были какие-то надежды (на мой взгляд, изначально беспочвенные) на получение исключения из Третьего энергопакета»,

— пояснил Белогорьев.

С ним согласен и Гривач: «Причины задержки с сертификацией Nord Stream 2 AG юридические, даже я бы сказал казуистические, так как поправки в директиву, которые распространили нормы действия внутреннего рынка ЕС на часть идущего по дну моря газопровода, были приняты именно для создания сложностей одному единственному проекту — Северный поток-2», — подчеркнул эксперт.

Мельник отметила, что не видно каких-либо экономических причин для задержки сертификации «Северного потока-2». «Более того, Европа переживает серьезный энергетический кризис, цены на газ продолжают держаться в высоких диапазонах, и с экономической точки зрения было бы выгодней запустить трубопровод как можно скорее. Даже если бы „Газпром“ не смог быстро нарастить поставки газа в Европу по новому и другим маршрутам, это снизило бы напряжение на рынке. Так что, на наш взгляд, Федеральное сетевое агентство руководствовалось другими соображениями. Скорее всего, организация просто следовала формальной процедуре сертификации, и решение не зависело от каких-то политических событий», — уверенна эксперт.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков отметил и позитивный момент в требовании реорганизации правовой формы Nord Stream 2 AG: «Немецкий регулятор признал, что Nord Stream 2 AG все же может быть оператором газопровода „Северный поток-2“, хоть и после приведения своей деятельности в соответствие с законодательством Германии. Раньше говорили, что Nord Stream 2 AG оператором быть не может», — считает эксперт.

Тем не менее чем дальше отодвигается запуск «Северного потока-2», тем больше дополнительных угроз может возникнуть. И это не касается участия в сертификации газопровода представителей Украины. Как заметил «НиК» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, Киев пригласили с правом совещательного голоса для того, чтобы Германии было проще продемонстрировать какую-то заботу по отношению к Украине. БОльшую угрозу представляют очередные американские санкции. Киев уже попросил включить новые ограничения в отношении «Северного потока-2» в оборонный бюджет США. Они могут дополнительно усложнить работу проекта.

Впрочем, по признанию самих европейцев, главным фактором в работе газопроводов как была, так и остается погода.

Поэтому с приходом холодов мнение европейских регуляторов может меняться. Собственно, именно в холодную погоду волшебным образом начинал на полную мощность работать газопровод «Северный поток-1» и его сухопутное продолжение OPAL, а в другое, более теплое время к нему также придирались европейские регуляторы.

"