Но эмбарго, пандемия и устаревшее оборудование погрузило энергетику Кубы в глубочайший кризис. Все чаще слышны мнения о том, что необходимо ускорить энергетический переход. Но на него тоже нужны деньги, желание властей и снятие экономической блокады США.
Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) анализирует ситуацию на заблокированном Острове свободы.
В июле 2021 года на Кубе произошли крупнейшие стихийные манифестации за последние много лет. Причиной стал затяжной кризис, который усугубился из-за отсутствия туризма в связи с пандемией. Многие занятые в туристической сфере потеряли работу. Даже по оценкам правительства, в 2020 году экономика Кубы рухнула на 11%, а производство электроэнергии составило 2,7 ГВт, что на 7,9% меньше, чем в 2019 году.
Последней каплей стали перебои с электричеством, которое стали отключать на срок до шести часов в день.
В Сан-Антонио-де-лос-Баньос, где начались массовые волнения, света не было до 12 часов в день. Уставшие от всего этого кубинцы вышли на улицы.
В конце июня 2021 года, за две недели до начала протестов власти заявили, что на несколько дней по всей стране будет отключено электричество из-за аварии на теплоэлектростанции Антонио Гитерас в Матансасе. При этом за несколько недель до этого на электростанции проводился плановый ремонт.
Из-за устаревшей инфраструктуры и проблем с поставками топлива из-за границы кризис производства электроэнергии на Кубе углубляется с каждым годом. В свою очередь власти заявляют, что местные теплоэлектростанции в аварийном состоянии, а ремонт на 18 из 20 энергоблоков практически не ведется. Распределительные сети — кабели, подстанции и трансформаторы — тоже находятся в плачевном состоянии из-за нехватки запчастей. Одно дело, когда местные жители собирают вручную бьюики и форды 50-х годов, но электростанции — совсем другое дело.
Официальная Гавана не перестает винить во всем блокаду США, которая препятствует получению необходимых кредитов на техническое обслуживание и поставки, а также создает проблемы с поставщиками. Разумеется, это одна из главных причин. Но далеко не единственная.
Вся эта ситуация — худшее, что кубинцы видели после гуманитарного кризиса в начале 1990-х годов во время так называемого «особого периода», который начался с распадом Советского Союза. Нынешний кризис вызывает у многих кубинских семей воспоминания о длительных отключениях электроэнергии 30 лет назад.
До недавнего времени Кубе удавалось как-то держаться на плаву за счет своего союзника Венесуэлы.
Однако Каракас тоже впал в немилость Вашингтона, который ввел жесткие санкции, спровоцировавшие невиданный энергетический кризис в стране. Рикошетом попало и по Кубе, которая стала получать меньше мазута, чтобы приводить в действие свои старые электростанции. Соглашение о бартерных поставках мазута было заключено между покойными Фиделем Кастро и Уго Чавесом в далеком 2000 году. Куба в ответ отправляла в Венесуэлу своих высококвалифицированных врачей и других специалистов. По двусторонним соглашениям, остров должен был получать около 53000 баррелей нефти и деривативов из Венесуэлы каждый день.
В сентябре 2019 года произошел еще один энергетический кризис, когда администрация бывшего президента США Дональда Трампа приняла специальные меры, чтобы остановить нефтеналивные танкеры, плывущие к острову. Последний источник жизни для Кубы был перекрыт. Коронавирус и длительные карантины не способствовали улучшению ситуации.
Износ термоэлектрических станций, которые производят до 60% электроэнергии на Кубе, является основной причиной отключений света. Лишь одна электростанция на Кубе была построена не Советским Союзом. У остальных давно истек срок эксплуатации, а на ремонт требуется 40–80 млн долларов США. Полное обновление термоэлектрических станций потребует инвестиций в размере не менее $5 млрд, которых у Гаваны нет.
Чтобы спасти ситуацию, правительство объявило инвестиционную схему, направленную на возобновление потенциальной выработки электроэнергии, и многоуровневую программу технического обслуживания. Но никаких серьезных сдвигов в сторону улучшения ситуации пока не наблюдается.
В 2014 году правительство Кубы утвердило «Политические рамки для перспектив развития возобновляемых источников энергии и эффективного использования энергии к 2030 году». Цель нововведений состояла в постепенном сокращении использования ископаемого топлива и обеспечении получения 24% энергии из ВИЭ.
Не так давно Куба приняла ряд мер для поощрений иностранных инвестиций как в крупномасштабные, так и в небольшие местные проекты с целью повышения энергоэффективности и самодостаточности. В качестве стимулов кубинские власти предложили возможность продавать излишки энергии, иметь налоговые льготы и выплаты заработной платы для физических и юридических лиц, которые используют «зеленые» источники энергии. Было даже обещано установить новейшие современные эффективные светодиодные фонари в общественных местах.
Куба — страна солнца, поэтому особые надежды власти возлагали на фотоэлектрические системы.
По новым постановлениям, физические лица могут импортировать системы без таможенных налогов на фотоэлектрические, а также прочее оборудование, запасные части и детали.
Но все уперлось в стоимость систем. При заработной плате в $80–400 позволить себе солнечную панель за $1500 могут очень немногие. Устройства для накопления энергии тоже нельзя назвать доступными для кубинцев.
Правительство заявило, что отменит таможенные пошлины на оборудование, детали и компоненты возобновляемых источников энергии, включая солнечные нагреватели, фотоэлектрические насосы, небольшие ветряные турбины, биореакторы, биогазовые насосы, солнечное освещение, солнечные системы кондиционирования воздуха и связанные с ними детали.
По сообщениям властей, за последние пять лет инвестиции в возобновляемые источники энергии превысили $500 млн. По всему острову было установлено несколько небольших ветряных и солнечных электростанций. Большая часть через совместные предприятия с иностранными инвесторами.
Несмотря на эмбарго и кризис, «зеленая» энергетика на Кубе постепенно развивается.
Британская компания Hive Energy и китайский производитель оборудования Shanghai Electric Group строят комплекс для производства солнечной электроэнергии мощностью 50 МВт в торгово-промышленной зоне Мариэль в 45 км к западу от Гаваны. Индия предоставила Кубе кредит в размере $75 млн для финансирования строительства нескольких солнечных электростанций общей мощностью 75 МВт.
Процесс идет, но очень медленно. Пока же властям приходится кивать на другие страны, публикуя в главном своем рупоре, газете Granma, статьи о серьезном энергетическом кризисе в Европе, чьи жители будут мерзнуть зимой, пишет издание. На солнечной Кубе жители вряд ли замерзнут, но к темноте им, похоже, придется привыкать.