Posted 15 ноября 2021,, 05:34

Published 15 ноября 2021,, 05:34

Modified 16 сентября 2022,, 21:30

Updated 16 сентября 2022,, 21:30

Бензиновый парадокс

15 ноября 2021, 05:34
Текущий год в России проходит под знаком роста цен на бензин.

Как сообщил Росстат 11 ноября, с начала года потребительские цены на бензин выросли на 7%.

Региональные власти недовольны.

В субботу губернатор Камчатки Владимир Солодов заявил, что его расстраивает ситуация с ростом цен на бензин. Такое заявление руководитель региона сделал в ходе прямого эфира в Instagram. По словам губернатора, он уже просил у ФАС проверить, насколько обоснованы действия крупнейших нефтетрейдеров, и ведомство нарушений не выявило: «Единственное, что могу сказать, что динамика, к сожалению, по всей стране такая».

Как отмечают аналитики, нефтяные компании и сами не рады такой ситуации с бензином. Они оказываются в центре внимания острой социальной темы, при этом являются заложниками общих тенденций развития экономики. Цены на нефтепродукты растут под влиянием ряда факторов: сезонный рост цен, мировые котировки на энергоносители, общие инфляционные процессы в экономике и фискальная составляющая. Большое влияние оказывает высокая составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра топлива.

Губернатор Камчатки считает, что единственный вариант — это переговорная позиция. В ближайшее время руководитель региона планирует провести переговоры, которые, очевидно, будут непростыми.

У крупнейшего трейдера, АО «ННК-Камчатнефтепродукт», который оказался в центре внимания Владимира Солодова, уже и так большинство розничных продаж находятся на минимально возможном уровне рентабельности. Рост розничных цен предприятие сдерживает за счет собственных средств.

Цифры более чем красноречивы. В нынешних реалиях ориентир в ценообразовании нефтяных компаний — это изменение биржевых цен. Для Дальневосточного федерального округа ценовыми индикаторами являются региональные биржевой и внебиржевой индексы цен АО «СПбМТСБ» — «Хабаровск».

За период с января 2021 года рост биржевых индексов СПбМТСБ на АИ-92 составил +15,5% или +6,59 руб./литр, АИ-95 +17,1% или +7,24 руб./литр. За период с января 2021 года рост внебиржевых индексов СПбМТСБ на АИ-92 составил +20,0% или +8,05 руб./литр, АИ-95 +19,2% или +7,91 руб./литр. За период с января 2021 года рост закупочных цен ННК на АИ-92 +14,22% или +6,50 руб./литр, АИ-95 +16,3% или +6,76 руб./литр. При этом рост розничных цен с начала года на АИ-92 составляет +6,26% или от +3,14 руб./литр, АИ-95 +6,28% или от +3,39 руб./литр. Таким образом, темпы роста закупочных цен у «ННК-Камчатнефтепродукт» ниже биржевых, а темпы роста розничных цен еще ниже закупочных.

Кстати, цены на топливо на Камчатке далеко не самые высокие на Дальнем Востоке. Регион опережают Магаданская и Сахалинская области, Чукотка и Якутия.

Это признает и сам губернатор Камчатки. Он отметил, что среди регионов Дальнего Востока, которые не имеют прямого доступа к железной дороге, бензин на Камчатке самый дешевый. Однако это не значит, что с большим ростом цен на топливо бороться не нужно, заявил Солодов.

В АО «ННК-Камчатнефтепродукт» подчеркивают, что предприятие строго придерживается норм антимонопольного законодательства и всех рекомендаций правительства РФ. Отметим также, что цена топлива на заправках предприятия ниже, чем у других операторов в регионе, к которым к тому же много вопросов по качеству продаваемого бензина и дизеля.

Очевидно, что решение топливного вопроса на Камчатке требует более системного подхода. Недавно министр энергетики Николай Шульгинов подчеркнул, что если бы в России не применялся механизм демпфера, литр бензина стоил бы на 15 рублей дороже. В нынешних непростых условиях ценообразования розничные цены на топливо нередко разгоняют независимые операторы и трейдеры, которые просто вынуждены выживать в текущих реалиях.

"