Posted 26 октября 2021, 13:11
Published 26 октября 2021, 13:11
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) в специальном материале для «Нефть и Капитала» разбирается в том, что вызвало проблемы с поставками бензина и дизельного топлива на туманном Альбионе.
В конце сентября на 75% заправочных станций в Англии закончилось топливо. Автомобилисты дрались на бензоколонках и создавали группы в соцсетях по поиску бензина. Британцы часами ждали, чтобы заправиться топливом, а нефтяные компании сообщили, что нехватка водителей вызывает проблемы с транспортировкой от нефтеперерабатывающих заводов к АЗС. Некоторым компаниям пришлось закрывать свои АЗС.
Дошло до того, что компания BP, которая управляет 1200 объектами в Великобритании, сообщила, что около 30% объектов сети не имело ни одного из основных видов топлива. Больше всего пострадали Лондон и юго-восток страны. В обстановке всеобщего хаоса власти обратились к военным, чтобы те предоставили своих водителей для доставки топлива. В итоге было привлечено около 200 солдат.
Местные жители стали закупать бензин впрок. Но вскоре выяснили, что полиция может запретить иметь излишки топлива, если сочтет количество «опасным». Также существует запрет, введенный еще в далеком 1929 году, на хранение более 30 литров бензина дома.
После выхода Великобритании из Евросоюза многие европейские водители грузовиков вернулись в свои страны. Образовалась нехватка рабочей силы. Британское правительство, находясь под сильным давлением, обвинило во всем транспортную отрасль. В свою очередь, сами представители отрасли назвали претензии премьер-министра Бориса Джонсона ошибочными и указали на неэффективную иммиграционную политику правительства и задержки в тестировании и сертификации новых водителей.
Правительство Бориса Джонсона предложило план по привлечению 5000 иностранных водителей грузовиков по краткосрочным временным визам в попытке восполнить дефицит. Будет ли этого достаточно, пока неизвестно.
Еще одной причиной британского топливного кризиса стало стремление властей ускорить энергетический переход.
Ассоциация розничных торговцев бензином заявила, что именно переход с бензина E5 на E10, якобы более экологически чистый, мог спровоцировать нехватку бензина.
Дело в том, что бензин E10 содержит на 5% больше этанола, чем E5. Этанол производится путем ферментации сельскохозяйственных культур, таких как кукуруза, и является наиболее широко используемым биотопливом в мире. Он считается более «зеленым», потому что растения, выращенные таким образом, теоретически поглощают больше углерода, чем выделяют при сгорании. Официальные лица заявляют, что использование E10 может сэкономить 750000 тонн выбросов CO2 в год, что эквивалентно 350000 автомобилям.
В общем, введение бензина Е10 должно было помочь Великобритании выполнять план по сокращению выбросов. 1 сентября, за пару недель до кризиса, был официально введен новый стандарт топлива.
После этого заправочные станции стали судорожно избавляться от бензина Е5. Началась паника, а клиенты стали атаковать АЗС, куда элементарно не успевали завозить топливо. К 24 сентября продажи топлива выросли почти на 80%. Водители покупали в два раза больше топлива, чем неделей ранее. Бензина стало не хватать.
Представители топливной отрасли, включая Shell и ExxonMobil, сделали совместное заявление, утверждая, что в кризисе виноваты «временные всплески потребительского спроса, а не дефицит топлива в стране».
«Водительский» кризис показал, что не все последствия «брэкзита» были предусмотрены.
Если раньше водители-иммигранты из более бедных стран Евросоюза приезжали на не самую престижную работу в Великобританию, то теперь заменить стало некому, что косвенно ударило по энергетике. Ассоциация автомобильных грузоперевозок Великобритании оценило нехватку в 100000 водителей, около 20000 из которых — из-за недостатка иностранных работников.
Тем временем премьер-министр Борис Джонсон, известный своим неравнодушием к ветроэнергетике, заявил, что хочет, чтобы Великобритания стала «Саудовской Аравией ветроэнергетики» с оффшорными ветряными электростанциями, вырабатывающими достаточно электроэнергии, чтобы обеспечить каждый британский дом в течение ближайшего десятилетия.
Однако нынешний топливный кризис показал, что переход на возобновляемые источники энергии займет больше времени, чем ожидалось.
А также принесет больше проблем, чем ожидалось.
Топливные проблемы в Великобритании случились очень некстати — прямо перед Конференцией ООН по изменению климата (26-я сессия КС), которая должна начаться в Глазго 31 октября. Мировые лидеры прибудут на Конференцию с огромным багажом энергетических проблем в преддверии зимнего периода. Политическое давление элементарно свяжет лидерам руки.
И вместо того, чтобы сосредоточиться на энергетическом переходе, правительства, похоже, будут озабочены тем, как пережить ближайшую зиму.