В Киеве стараются ни в чем не отставать от стран Евросоюза. Видимо, именно по этой причине Украина постепенно погружается в энергокризис. В ряде регионов уже в буквальном смысле замерзают детские сады, школы, больницы, и это при том что Украина сама добывает газ, которого должно хватить на все коммунальные расходы. Что же мешает украинским властям и энергетикам согреть собственных граждан?
13 октября о чрезвычайной ситуации из-за нехватки газа объявили в Львовской, Закарпатской, Хмельницкой, Одесской, Полтавской областях. Причина одна — газовые компании отказываются поставлять топливо бюджетным учреждениям, не повышая тарифы. Как говорится, только бизнес и ничего личного. Хотя в конце сентября кабинет министров, НАК «Нафтогаз Украины» и офис президента Украины подписали меморандум, согласно которому до конца отопительного сезона цена газа для населения не превысит 7 гривен 42 копейки за кубометр (20 рублей), а для бюджетных учреждений — 16 гривен 39 копеек (44 рубля). Поставлять газ по этим ценам, согласно меморандуму, должен «Нафтогаз трейдинг». Именно тогда многие бюджетные учреждения, понадеявшись на этот меморандум, расторгли старые договоры с «частниками». Однако «Нафтогаз трейдинг» к участию в тендерах так и не приступил. В результате многие бюджетные организации в преддверии отопительного сезона остались без контрактов и газа. А заключать новые контракты им теперь нужно только с частными компаниями, которые, в отличие от «Нафтогаза», в тендерах участвуют, но готовы поставлять газ уже по рыночным ценам — 35-45 гривен (94-121 рубль) за кубометр.
Столкнулись с проблемами и рядовые граждане. Некоторых потребителей, которые платят за газ по ставке годового тарифа с фиксированной ценой около 8 гривен (21,75 рубля) за кубометр, вынуждают платить за газ по 16,5 гривны (44,86 рубля).
Однако президент Украины Владимир Зеленский спокоен. 17 октября он заявил, что украинским потребителям хватит газа «по нормальным ценам». Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль рапортовал, что Украина накопила в газохранилищах 18,8 млрд кубометров газа и этих запасов будет достаточно для отопительного сезона при отсутствии форс-мажоров. Он отметил, что на данный момент иностранные компании хранят на Украине 3,3 млрд кубометров газа. Глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко все же уточнил, что для населения запасов газа в стране достаточно — сложная ситуация может возникнуть только с бюджетными организациями. То есть газ «по нормальным ценам» как бы есть, но его все же нет, особенно для больниц, школ и детских садов. Вот тут и возникает вопрос, а куда же этот газ делся?
Согласно информации finance.ua, в 2020 на Украине добыто 20,2 млрд куб. м газа. Эти объемы способны обеспечивать все потребности населения страны в «голубом топливе». Тем не менее, как сообщил 16 октября в эксклюзивном интервью агентству «Интерфакс-Украина» Юрий Витренко, АО «Укргазвидобування» в 2021 году обеспечит добычу 12,7-12,8 млрд куб. м товарного газа, тогда как годовое потребление населением напрямую и через ТКЭ составляет около 13,4-13,6 млрд куб. м. По его словам, еще 1-2 млрд кубометров газа необходимо будет приобрести для обеспечения бюджетных и религиозных организаций, причем за счет импорта и покупки его у «Укрнафты». Однако если даже не брать в расчет цифру в 20 млрд куб. м. газа, а простым арифметическим путем вычесть из 18,8 млрд куб. м, закачанных в ПХГ, 3,3 млрд куб. м, которые принадлежат иностранным заказчикам, как раз и остается 15,5 млрд куб. м. То есть газа даже из ПХГ должно хватить, но тем не менее «Нафтогаз» готовится к импорту. И потом, если на Украине все же производится порядка 20 млрд куб. м собственного газа, почему же для украинского населения топлива не хватает?
Основными газодобывающими регионами страны являются Харьковская область (45%), Полтавская область (44%) и Львовская область (4%). По крайней мере, в двух их этих трех регионов энергетическое ЧП уже случилось, что выглядит достаточно странно. Впрочем, только на первый взгляд.
Если же посмотреть на структуру собственников, которым принадлежат украинские газовые запасы, а также на способ их продажи населению, то становится понятно, как и за счет чего кризисы возникают.
По данным портала «Украина.ру», крупнейшими месторождениями украинского газа обладает «Укргаздобыча» («Укргазвидобування») и «Укрнефть», контрольный пакет акций которых принадлежит «Нафтогазу», а 42% — структурам группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Однако последние годы их обходит по объемам добытого газа компания «Нефтегаздобыча», которая принадлежит ДТЭК Рината Ахметова. Сейчас это крупнейшая частная газодобывающая компания Украины. Она разрабатывает лицензионные участки на двух месторождениях в Полтавской области — Семиренковском и Мачухском.
Другой крупной частных газодобывающей компанией Украине является Burisma-group Николая Злочевского. В ее наблюдательный совет какое-то время входил сын нынешнего президента США Хантер Байден. В группу «Бурисма» входят ООО «Эско-Север», ООО «КУБ-ГАЗ», ООО «Первая Украинская газонефтяная компания», ООО «Пари» и ООО «Надрагаз». Есть еще «Укрнефтебурение» — крупная газодобывающая компания со 100% частным капиталом. Ее контролируют Игорь Коломойский и экс-депутат Виталий Хомутынник. Основной актив компании — Сахалинское нефтегазовое месторождение. Около 100 млн кубов газа в год добывает компания «Гео Альянс» олигарха Виктора Пинчука. Примерно на том же уровне работает и «Смарт-энерджи» Вадима Новинского. Бенефициаром добычи украинского газа является и экс-министр внутренних дел Арсен Аваков. Формально они записаны на старого друга Авакова и экс-депутата от «Народного фронта» Игоря Котвицкого, который является собственником компаний ООО «Энергия-95», ООО «Актив Газ Ресурс» и ООО «Сахалинское».
Но самый пикантный момент заключается в том, что газ, который добывается на территории Украины, украинские предприятия не могут купить напрямую.
По требованию МВФ он продается через Амстердам с наценкой за транспортировку, которой, собственно, нет. В результате украинский газ зачастую становится дороже экспортного.
Российские отраслевые эксперты отмечают, что добыча Украины действительно составляет от 19,8 до 20 млрд кубометров газа. Точные данные компании не предоставляют, предпочитая продавать топливо на внешние рынки, а кроме того, хотят «дотянуть» до пересмотра цен на внутреннем рынке Украины в начале 2022 года.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил, что собственная добыча Украины составляет порядка 20 млрд кубометров газа и 10 млрд они закупают по импорту:
«Киев взял и привязал все цены на внутреннем рынке к ценам биржевых площадок, а поскольку цены на европейских рынках взметнулись до небес, то по такой высокой стоимости предлагается закупать газ и украинским потребителям. Естественно, что у потребителей нет таких денег. При этом в правительстве, с одной стороны говорят, что „мы заставим ‚Нафтогаз Украины‘ исполнять свои контракты по низким ценам“. „Нафтогаз“ вторит правительству, отмечая, что он согласен осуществлять эти поставки как социально ориентированная компания. Но, с другой стороны, когда доходит до реальных поставок, оказывается, что они не производятся. В результате многие бюджетные организации, которые не могут покупать газ по европейским ценам, вынуждены вообще оставаться без отопления. Это капитализм», — рассказал эксперт. Он напомнил, что в Европе ситуация не многим легче: «Там у людей больше денег, но и бедных хватает. Они не очень эту статистику афишируют, но у них после каждый зимы тысячи граждан умирают от холода, то есть это те, у кого не было денег на отопление».
По его словам, 18 млрд кубометров газа в ПХГ Украины — это нормально объем для прохождения отопительного сезона, но совершенно непонятно, сколько газа там принадлежит европейским трейдерам, а сколько предназначенного именно для украинского рынка.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что газа в украинских ПХГ довольно много — Украина проходила отопительный сезон и с меньшим объемом в 15-16 млрд кубов. Однако раньше весь газ в ПХГ принадлежал «Нафтогазу» и точно шел на внутренний рынок, а сейчас в подземных хранилищах Украины есть газ европейских трейдеров и «Нафтогаза», а также частных украинских компаний: «Какова структура собственности этого газа, сказать сложно. По-моему, „Нафтогазу“ там принадлежит чуть ли не меньше 10 млрд кубов. Притом что к этим же объемам относится и буферный газ, который обычно не извлекается.
Формально сейчас „Нафтогаз“ экстренно ищет деньги, чтобы газ европейских трейдеров выкупить, то есть они пытаются забрать для этих нужд все деньги, которые получает „Укратрангаз“ за транзит.
Тем не менее пока это не оформлено. Более того, скорее мы увидим, как извлекается газ из ПХГ Украины и отправляется на внешние рынки. Ведь топливо в хранилища было закачано по низким ценам, а при нынешней европейской стоимости газа можно хорошо заработать», — пояснил эксперт.
По мнению Юшкова, в ближайшее время операции по продаже газа их ПХГ Украины в Европу будут только увеличиваться: «Во-первых, на рынке физического газа ЕС цены только растут. Во-вторых, на Украине все больше разговоров о том, что, если газа хватать не будет, запасы в ПХГ арестуют и все направят на внутренний рынок, объявят ЧП в газовой сфере. Трейдеры этого боятся, так как потом газ подешевеет и продавать его в Европу будет не так уж и выгодно. То есть, у Киева план „Б“ — это просто арестовать запасы в ПХГ и спасти внутреннего потребителя, а трейдеры пытаются выскочить в последний момент из украинских ПХГ. В результате я не исключаю, что возможно просто отключат часть потребителей, как это уже было несколько лет назад, или же успеют заблокировать все газовые хранилища», — считает Юшков.
Отвечая на вопрос о том, возможны ли прямые поставки российского газа на Украину, эксперт отметит, что пока ждать этого не стоит. По его словам, это возможно только в том случае, если Украина скажет России, что ей не хватает газа и она забирает часть из транзита, а потом при посредничестве Европы возможно будет заключение «зимнего пакета»: «Все вернутся в ситуацию 2015-16 годов, когда действовал „зимний пакет“ — контракт на 3 месяца. Но „Газпром“ в этом случае, скорее всего, предложит ориентироваться на спотовые рынки. Это мы уже видим на практике Молдовы. Поэтому пока будем ждать развития событий», — заметил Юшков.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов уверен, что газ у страны есть, и его хватает для обеспечения бытового потребления населением: «Газ этот дешевый, стоимость добычи на Украине составляет от 1 до 10 грн за кубометр. 35-40 грн за куб — это цены европейского рынка, которые в 2-3 раза больше, чем самый дорогой газ украинской добычи», — заметил эксперт.
Он пояснил, что продажа бюджетникам топлива по ценам ЕС связана в первую очередь с тем, что производство и реализация газа в стране контролируется украинскими олигархическими кланами, которые готовы отстаивать свои коммерческие интересы любыми способами: «Нынешние спекуляции относительно того, что газа в стране не хватает, имеют простую природу. На Украине существует мораторий на повышение стоимости газа, она пересматривается только в начале года. Продавать сейчас газ по низкой фиксированной цене газовым баронам совершенно не хочется, они готовы пересидеть эти два месяца и создать еще больший дефицит, чтобы потом заключить контракты по уже более высоким ценам и заработать свою сверхприбыль», — отметил Анпилогов.
Он считает, что рынок газа не стоит рассматривать в отрыве от других энергоносителей: «Не секрет, что премьер-министр Украины Шмыгаль — это прямая креатура Ахметова. Недавно правительство страны приняло постановление о том, что импорт электроэнергии из Белоруссии и России запрещается. В этой ситуации стоит вспомнить, что Ахметов, то есть сюзерен Шмыгаля, один из крупных владельцев угольных станций и угольных шахт. В последнее время он еще и вложился в ветряные и солнечные электростанции. Если он сейчас перекрывает импорт российской и белорусской электроэнергии, он может заработать сверхприбыль. Кстати, поставки угля на украинские ТЭЦ составляют сейчас апокалиптическую цифру 666 тонн, два года назад перед началом отопительного сезона они были порядка 2,5-3 млн тонн.
То есть и угля в стране нет, хотя это весомый сектор генерации и серьезный сектор теплоснабжения. Это тоже вызовет кризисные явления в электрогенерации, рост потребления газа.
Поэтому можно считать, что сейчас происходят запрограммированные кризисные явления», — пояснил Анпилогов.
По его мнению, предстоящей зимой на Украине спасать будут потребителей Киева, других крупных городов, где социальный взрыв грозит серьезными последствиями, а вот мелкие населенные пункты никто согревать не станет. Там люди уже ставят буржуйки в городских квартирах, и им стоит рассчитывать на любые сценарии.
Стоит отметить, что в период такого рукотворного энергокризиса становятся объяснимы попытки Киева всячески упрекнуть Россию в недостаточных поставках газа через украинскую ГТС. На прошлой неделе президент России Владимир Путин на пленарном заседании «Российской энергетической недели» сообщил, что в 2021 году поставки российского газа через Украину превысят обязательства по долгосрочному контракту на 10%: «Пусть спасибо хотя бы скажут — вместо этого одна ругань слышится», — отметил президент. Спасибо действительно не сказали. Вместо этого глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон написал на своей странице в Facebook, что заявления в России о росте транзита газа через Украину — манипуляции. По его словам, Россия сокращала транзит уже три раза: 1 января с 186 млн кубометров в сутки до 124 млн кубометров, потом 1 сентября — до 109 млн кубометров и 1 октября — до 86 млн кубометров. При этом он, видимо, забыл, что Россия по контракту на поставку 40 млрд куб. м газа обязана транспортировать ежемесячно только 109 млн кубометров. Получается, что первые 8 месяцев РФ перевыполняла план по поставкам, но этого в Киеве не замечали. Сейчас поставки могли упасть, но за весь год получится, что «Газпром» перевыполнил свои контрактные обязательства.
Теперь «Нафтогаз» решил поучаствовать в сертификации газопровода «Северный поток-2»: «Мы пошли в ту комиссию, которая будет заниматься сертификацией для того, чтобы, как „троянский конь“, оттуда помешать этой сертификации», — заявила экс-омбудсмен Украины, бывший представитель Киева в гуманитарной подгруппе ТКГ по Донбассу Валерия Лутковская в эфире телеканала «Украина 24». Кроме того, она отметила, что Украина испытывает «огромные проблемы» с запасами угля, причем на ряде ТЭЦ его запасов хватит лишь на несколько недель.
В связи с этим нетрудно предугадать, что различного рода заявлений со стороны Украины в адрес российских властей и «Газпрома» в ближайшее время прозвучит очень много, а вот предложений относительно того, как обогреть собственное население, видимо, мы не услышим.