Украина хочет приравнять «Северный поток-2» к Донбассу

4 октября 2021, 14:10
Украина выступает за увязку этих двух тем и их обсуждение в нормандском формате

Украина считает «Северный поток-2», военную безопасность страны и ситуацию в Донбассе связанными вопросами, поэтому выступает за их обсуждение в нормандском формате, заявил агентству «Интерфакс-Украина» министр иностранных дел республики Дмитрий Кулеба.

«Сейчас переговоры в нормандском формате ведутся исключительно на уровне советников лидеров. После визитов Ангелы Меркель в Москву и Киев состоялись два раунда консультаций, две видеоконференции. Тема газа на них не обсуждалась, но она непосредственно давит снаружи на участников переговоров. Украина считает, что „Северный поток-2“ и военная безопасность Украины, ситуация на востоке Украины — это непосредственно связанные вопросы, поэтому мы выступаем за увязку этих вопросов и их обсуждение», — сказал Кулеба.

Министр отметил, что в настоящее время в нормандском формате на уровне советников ведется работа над попыткой организовать саммит, который Меркель хочет провести и готова проводить еще в статусе канцлера Германии.

«В Нью-Йорке во время генеральной ассамблеи ООН мои немецкий и французский коллеги Хайко Маас и Жан-Ив Ле Дриан хотели провести встречу министров иностранных дел нормандского формата. Я сразу дал согласие. Но Сергей Лавров, как всегда, не нашел времени и возможности. Поэтому ситуация неопределенная. Если бы мы проводили встречу министров, я бы обязательно воспользовался случаем встречи и поднял тему того, как газовый кризис влияет на ситуацию с безопасностью и на Украине, и в Европе в целом», — заверил Кулеба.

По его словам, газовый кризис создан в ручном режиме, «поэтому люди понимают, что это не какая-то совокупность факторов, которые сошлись, и надо решать этот клубок». «Все понимают источник кризиса, кем он был создан. Очевидно, в Европе существует мнение, что будет найдено решение с РФ, и вопросы стабилизируются. Потому что даже в самых страшных снах западноевропейский политик или бизнесмен не может себе представить, что Россия все же их „кинет“ и заморозит дома, фабрики и заводы», — сказал он.

Кулеба подчеркнул, что все видят искусственно созданный газовый кризис в Европе. «Он накладывается на ускорение „зеленого“ перехода в Европе. Мы видим неординарную ситуацию в Китае, которая также официально объясняется „зеленым“ переходом, сокращением добычи угля. Я не исключаю, что проблемы нашей трубы могут стать лишь маленьким элементиком общего энергетического мирового кризиса. „Северный поток-2“ еще не заработал, это надо учитывать. И когда газ пойдет по „Северному потоку-2“, несмотря на все победные реляции „Газпрома“ и России, пока не известно», — отметил министр.

Он также заявил, что украинский транзит убивает не «Турецкий поток», а именно «Северный поток-2». «Турецкую газовую инфраструктуру нельзя рассматривать в отрыве от общего уровня отношений между Украиной и Турцией и огромного объема стратегически важных совместных проектов и направлений совместной работы. При этом мы с вами понимаем: украинский транзит убивает не „Турецкий поток“, а именно „Северный поток-2“. Я понимаю сентимент, который раскручивается некоторыми экспертами, но это действительно две разные ситуации с точки зрения политического и безопасного контекста и с точки зрения непосредственного влияния на функционирование украинской трубы», — сказал Кулеба.

Он пояснил, что если не будет работать «Северный поток-2», но будет работать «Турецкий поток», украинская труба останется загруженной, а вот если будут работать и «Турецкий поток», и «Северный поток-2», это непосредственно влияет на наполняемость украинской трубы.

«Газ — это политика и безопасность. Нельзя на газ в Европе смотреть исключительно с экономической точки зрения. Какой газовый вопрос ни возьми — там всегда есть большая политика. Аргумент о том, что определенный проект является сугубо экономическим, не „слетает“, потому что ни один газовый проект в Европе не является чисто экономическим. Это всегда вопрос политического выбора, так как современные газовые технологии позволяют диверсифицировать поставки газа при наличии такого политического желания. Поэтому, когда мы даем оценку тому или иному газовому проекту или контракту, мы учитываем политический и безопасностный контекст», — подчеркнул Кулеба.

Министр также заявил, что какими бы хорошими ни были отношения с Германией, «Северный поток-2» — это та точка, где страны принципиально расходятся и готовы к жесткой защите своих национальных интересов.

«Есть много вопросов, где Украина и Германия нужны друг другу, где Германия нужна нам, и где мы благодарны ей. С Россией в этом плане проще, потому что статус России как государства-агрессора и уровень наших отношений, точнее их отсутствие, вполне понятны. Но какими бы хорошими ни были наши отношения с Германией, „Северный поток-2“ — это та точка, где мы принципиально расходимся и готовы к жесткой защите своих национальных интересов. Собственно, этим мы и занимаемся», — заверил он.

#Рынки #Северный поток #Украина #Северный поток-2
Подпишитесь