Posted 4 октября 2021, 07:37
Published 4 октября 2021, 07:37
Modified 16 сентября 2022, 20:59
Updated 16 сентября 2022, 20:59
Британские острова охватили сразу два масштабных кризиса — газовый и топливный. Причем оба кризиса имеют разную природу и по чистой случайности совпали по времени.
Топливный (или бензиновый) кризис спровоцирован выходом Великобритании из Евросоюза (так называемым Brexit) и является следствием недальновидных действий британских чиновников, не просчитавших риски оттока европейских водителей-дальнобойщиков с британского рынка. Как результат — элементарное отсутствие рук для работы на бензовозах для доставки моторного топлива на заправки.
Но если топливный кризис может быть частично решен с привлечением военнослужащих водителей, то у газового такой перспективы нет. Причина газового кризиса гораздо глубже и связана с более фундаментальной проблемой. Дело в том, что власти Великобритании последовательно, на протяжении нескольких десятков лет настойчиво проводили либерализацию энергетического (газового) рынка.
Вспоминаются по этому поводу отечественные дискуссии двадцатилетней давности о приватизации в энергетической отрасли и о свободе рыночного выбора.
Так, например, продажа в частные руки государственной British Gas и раздробление бизнеса этой компании часто приводились в пример как образец для реформы газовой отрасли в России.
Также у отечественных чиновников от энергетики особый восторг вызывал «британский газовый либерализм» с широким выбором лицензированных поставщиков газа как в промышленном, так и в частном секторе. А особым преимуществом рынка газа Великобритании считалось рыночное ценообразование и в розничном секторе, где рядовой потребитель, являясь полноценным участником рынка, мог поменять поставщика газа в свой дом и выбрать оптимальный для себя вариант по стоимости услуг.
Наконец, не меньший пиетет вызывала и свобода получения информации об энергетических компаниях и ценах на их услуги при переходе от одного поставщика к другому. А специальная правительственная комиссия Ofgem, которая всячески содействовала развитию конкуренции и защите прав потребителей газа и электричества, часто становилась идеальным образцом регулятора — друга всех рыночников.
Мы ни в коем случае не выступаем против рынка и рыночных механизмов ценообразования — они вполне себя оправдали на определенных этапах развития энергетической отрасли.
Но вся проблема в том, что либеральные рыночные реформы стали на каком-то этапе догмой как в самой Великобритании, так и на более широком рынке — в странах Евросоюза.
Считалось аксиомой как у политиков, так и у экономистов, что рыночные цены с открытой конкуренцией всегда привлекательнее для покупателя (европейского покупателя в этом смысле), чем другие методы формирования цены, включая формульные долгосрочные контракты на поставки газа из России.
Текущий газовый кризис в Европе в значительной мере является «рукотворным» и причина кроется в отсутствии трезвого взгляда на социально-экономическое развитие Европейского Союза у европейского политического истеблишмента, что в совокупности с чрезмерным увлечением энергопереходом создают серьезные фундаментальные риски для всех европейцев без исключения.
А газовый кризис в Великобритании является без преувеличения самым драматическим… Так что, как метко заметил один ведущий мировой политик: «Пожалуйте бриться».