Posted 29 сентября 2021, 10:31
Published 29 сентября 2021, 10:31
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
На протяжении всего 2021 года ценовое состояние дел на топливном рынке оставалась объектом пристального внимания как со стороны регуляторов, так и со стороны общественности, что неудивительно, так как цены на стелах АЗС уверенно и неуклонно лезли вверх, а стоимость топлива в оптовом сегменте на торгах Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой биржи била рекорд за рекордом, и в целом с начала года рост биржевых цен на моторные топлива значительно превысил прогнозируемые урони инфляции. В связи с этим у наблюдателей возникают обоснованные опасения относительно будущего розничного рынка, в первую очередь его независимого сегмента, и влияния происходящих процессов на социально-экономическую ситуацию.
Главными мерами стабилизации цен со стороны государства стали донастройка демпфирующего механизма и повышение эффективности биржевых торгов в том числе за счет увеличения (впрочем, скорее символического) нормативов биржевой реализации топлив. При этом представители органов власти неоднократно заявляли об эффективности демпфера и о достаточности принимаемых мер для стабилизации топливного рынка. Еще одной значимой причиной колебаний цен на топливном рынке Минэнерго называет ремонты НПЗ. Однако, как можно видеть на практике, реальная рыночная ситуация дает основания для критики подобной позиции.
Так, 21 мая Минэнерго сообщило, что стабилизация оптовых цен на бирже ожидается после завершения периода ажиотажного спроса и благодаря выплатам переработчикам по скорректированному демпферному механизму. По данным ведомства, за счет демпфера волатильность оптовых цен на топливо не приведет к опережающему росту розничных цен на АЗС и сохранит его в пределах инфляции.
Данное сообщение появилось после согласования новых параметров демпфирующего механизма, по которому нефтяные компании должны были начать получать возмещение из бюджета в большем размере. Как видим, в тот момент министерство возлагало основные надежды именно на это фискальное решение. Между тем нельзя не отметить, что возмещение по демпфирующей компоненте обратного акциза направляется в сегмент нефтепереработки и не порождает у нефтяных компаний каких-либо юридических обязательств по сдерживанию цен, то есть законодательно установленным обязательствам со стороны государства по налоговым субсидиям не корреспондируют зеркальные обязательства нефтекомпаний по ценам.
В такой ситуации ожидать достижения планируемых Минэнерго уровней стабильности цен оптового рынка не приходится, при этом следует еще раз подчеркнуть, что АЗС выгодоприобретателями выплат по демпферу не являются.
21 июля в публичном поле появляется сообщение Минэнерго, что цена бензина на бирже, которая в июле по росту стоимости установила несколько рекордов, может стабилизироваться в конце июля. Это произойдет после завершения ремонтов (НПЗ), заявил журналистам замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
Следует отметить, что за период с 20 мая (когда с учетом обратной силы начал действовать новый демпфер) и до появления данного сообщения, то есть за два месяца, биржевые индексы (на примере индекса Премиум-95) подросли еще на 2,5%. Сложно представить, что курирующее отрасль Министерство при разработке новых параметров демпфирующего механизма и прогнозировании динамики оптовых цен не было проинформировано нефтяными компаниями о предстоящих ремонтах НПЗ. С большой вероятностью можно предположить, что эффективность демпферного механизма оказалась недостаточной и для обоснования очередного ценового скачка потребовалось использовать новые аргументы. Не стоит забывать и о том, что в этот период уже активно обсуждался возможный запрет на экспорт нефтепродуктов.
22 сентября, после обновления на бирже очередного рекорда цен на Премиум-95 последовал новый комментарий Минэнерго по ситуации на рынке, в котором утверждалось, что рынок топлива в России находится в стабильном состоянии, колебания биржевых цен вызваны ремонтом на НПЗ и переходом с летних видов топлива на зимние. Минэнерго также отметило, что «после завершения плановых ремонтов на НПЗ дальнейший рост объемов производства бензина также поспособствует стабилизации биржевых цен».
Можно видеть, что помимо ремонтов НПЗ, которые исходя из предыдущих сообщений должны были завершиться к концу июля, к аргументации роста цен добавляется и сезонный фактор.
Исходя даже из такого краткого анализа сообщений, можно сделать вывод об определенной непоследовательности Минэнерго при обосновании роста цен. Если не принимать в расчет возможную критику самого демпфера и решений по биржевым торгам, следует обратить внимание на тему ремонтов. Специалисты неоднократно отмечали закрытость данной информации как один из факторов риска, подогревающий цены. В таких условиях «информационные вбросы» со стороны регулятора лишь подогревают ценовую динамику. Большинство участников рынка не знает графиков ремонта НПЗ, а соответствующая информация является платной.
Поэтому каждый ремонт становится неожиданностью для рынка, что дополнительно стимулирует спрос. Если регулятор перейдет к открытой повестке, то есть шанс избежать многих кризисов.
Следует отметить, что ФАС еще в 2016 году разработала законопроект «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», который в том числе содержит нормы о порядке вывода НПЗ на ремонт и о порядке раскрытия информации участниками рынка. Если обсуждение данного документа возобновится (а у Минэнерго есть такое поручение), можно будет рассчитывать и на урегулирование ряда проблем.
Пока же, по информации ряда телеграм-каналов, на настоящий момент на ремонт ушли несколько крупных НПЗ, в частности Нижегородский, Ухтинский, Пермский заводы ЛУКОЙЛа, НПЗ Уфимской группы «Башнефти», Московский НПЗ «Газпром нефти». А скоро закроются Омский НПЗ «Газпром нефти» и Сызранский завод «Роснефти». Похоже, в ближайшей перспективе снижения стоимости топлива ожидать не приходится.