В документе проанализированы предложения Еврокомиссии по введению механизма пограничной углеродной корректировки (CarbonBorder Adjustment Mechanism (CBAM). Главный вывод не поражает оригинальностью — эксперты говорят о том, что российскому бизнесу без качественной отчетности по парниковым газам не обойтись.
Аналитики Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО были одними из первых, кто начал разрабатывать в России «климатическую» тему. Возглавившая в 2017 году центр Татьяна Митрова фактически сделала эту тему сколковской »фишкой». В начале 2021 года директором Центра энергетики была назначена Ирина Гайда, которая сохранила прежний климатический вектор исследований. Правда сейчас климатической повесткой уже никого не удивить. Об этом говорят абсолютно все. Быть может, поэтому выводы исследования Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО выглядят столь очевидными.
Напомним, что предложения по введению так называемого Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) были опубликованы Еврокомиссией 14 июля нынешнего года в рамках комплексного пакета климатических мер »Fit for55». Речь идет о механизме пограничной углеродной корректировки. На данный момент СВАМ должен распространиться на пять товарных групп — цемент, удобрения, железо и сталь, алюминий, электроэнергия. Однако с 2026 года возможно значительное расширение углеродного регулирования. На данный момент предложение Еврокомиссии по CBAM должно пройти «обычную законодательную процедуру» (принятие через голосование большинства) в Европарламенте и Совете Европейского Союза. В ходе этого процесса могут быть приняты корректировки, но то, что СВАМ будет одобрен, ни у кого не вызывает сомнений.
По расчетам Центра Энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, Россия лидирует среди стран-экспортеров, которых затронет СВАМ
Новый механизм углеродного регулирования ударит по Турции, Китаю, Норвегии. Также будут затронуты интересы Беларуси, Украины, Туниса, Марокко, Великобритании и ОАЭ.
«Доля экспортных товаров, потенциально попадающих под СВАМ, в России оказывается наиболее высокой, — констатируют эксперты. — Вместе с тем, оценивая значимость СВАМ для России, следует помнить, что гораздо большим вызовом для РФ являются другие регуляторные изменения, предложенные в рамках „Зеленого Курса“ — существенное увеличение доли ВИЭ в энергобалансе, ускоренная декарбонизация транспорта, вплоть до отказа от продаж двигателей внутреннего сгорания к 2035 г. и снижение энергопотребления зданий на 36% за счет модернизации зданий и инфраструктуры. Все это сократит спрос на нефть, уголь и газ, экспортируемые из России, и повысит спрос на электроэнергию, производимую из низкоуглеродных источников. Кроме того, учитывая крайне высокую углеродоемкость всего российского экспорта, и его продуктовую и страновую структуру, можно предполагать заметно больший ущерб после 2026 г. в случае расширения состава продуктов и сфер охвата СВАМ».
На данный момент цены на эмиссию ПГ составляют порядка €50–55 за тонну СО2. Но большинство аналитиков прогнозирует дальнейший рост. В частности,аналитики BloombergNEF, на которых ссылаются в исследовании, предполагают цифру €100 за тонну СО2 к 2030 г.
Эксперты Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО считают, что СВАМ в ЕС — это только начало большого процесса. На данный момент Япония, США, Канада уже запустили процесс рассмотрения соответствующих регуляторных механизмов. Поэтому СВАМ можно рассматривать не только как региональное явление, но и как отражение общемирового тренда.
Ответ, что делать в подобной ситуации бизнесу и регуляторам, кроется в механизме СВАМ. «Сбор оплачивается импортером продукции, при этом экспортеры могут предоставлять информацию по эмиссиям парниковых газов своим контрагентам. Качество информации будет определять подход к расчету платежей. Подсчет эмиссии ПГ может быть реализован как на основании фактических данных производителя, так и на основании средних показателей для страны экспортера, либо по бенчмаркингу 10% худших производителей ЕС. Выбор подхода будет зависеть от наличия качественной информации в стране-экспортере, либо верифицированной информации по конкретному товару от компании-производителя», — говорят эксперты из СКОЛКОВО. Важно и другое: импортеры могут уменьшить платежи по СВАМ на сумму углеродного налога, уплаченного в стране, откуда экспортировались товары.
Поэтому первое, что нужно сделать в российских условиях — наладить качественную отчетность по эмиссиям парниковых газов, которая соответствовала бы требованиях международных торговых партнеров.
«Это позволит лучше понимать конкурентное позиционирование наших производителей по углеродоемкости товаров, отслеживать эффективность различных мер стимулирования снижения эмиссий парниковых газов, и платить СВАМ не по бенчмаркам, которые будут давать самый большой негативный эффект», — указывается в материалах исследования.
Также эксперты СКОЛКОВО полагают, что сейчас российским регуляторам предстоит сделать важный выбор. Речь идет о том, вводить ли национальный налог на выбросы парниковых газов (по аналогии с ЕС) или вслед за американскими регуляторами действовать без национального углеродного налога. Если же платежи на углерод будут введены, то будут ли они применяться только для экспортно-ориентированных производств или же на всю экономику РФ. На данный момент это уравнение со многими неизвестными.
Что касается цены СВАМ для российского бизнеса, Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО решил сослаться на прогноз консалтинговой компании KPMG, где говорится о том, что российские экспортно-ориентированные компании из-за введения СВАМ в Евросоюзе в 2026–2035 гг. лишатся от €15,5 млрд до €34,1 млрд при оптимистичном сценарии и от €18,9 млрд до €37,7 млрд — при пессимистичном. Среднегодовая финансовая нагрузка на российский экспорт, согласно расчетам KPMG, составит €1,9-3,7 млрд. Больше всего пострадает товарная группа черной металлургии — ее доля в суммарной̆ финансовой̆ нагрузке на экспортеров из РФ составит 60–75% в зависимости от сценария, следует из обзора KPMG.
Ну и завершает исследование аналитиков Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО ставший уже привычным за последние годы призыв к государственным органам разработать специальную стратегию. «В рамках такой программы необходимо определить сектора, в которых российская продукция имеет углеродоемкость выше, чем у основных конкурентов-поставщиков на рынок ЕС, и проанализировать, как снижать углеродный след этой продукции. Цели стратегии должны отражать как вероятные сценарии развития внешних рынков, так и задачи по декарбонизации внутреннего потребления в РФ. Наличие такого программного документа позволит отстаивать позиции РФ в переговорах по СВАМ и даст целевые ориентиры для отраслей, компаний и регионов по выстраиванию собственных стратегий снижения эмиссий парниковых газов и экономического развития в условиях энергоперехода», заключают эксперты и рисуют тревожную картину будущего.
«СВАМ пока в основном рассматривается как проблема экспортно-ориентированных металлургов, — говорится в исследовании. — Однако, по нашему мнению, СВАМ только „первый звонок“ — в перспективе абсолютно все компании во всех секторах российской экономики будут прямо или косвенно им задеты… предстоящие регуляторные изменения рано или поздно затронут все предприятия и регионы России».