Posted 13 сентября 2021, 12:21
Published 13 сентября 2021, 12:21
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Рынок нефти. Роковой месяц для американских нефтяников
В августе — месяце, к которому в современной России уже несколько десятилетий относятся с подозрением, считая этот месяц «роковым», в том числе для финансовых и сырьевых рынков, падение цен на нефть значительно усилилось по сравнению с робким снижением котировок в июле. Цена нефти марки Brent в августе упала на 1,9% до $71,48 за баррель, а в течение месяца опускалась даже ниже $70. В свою очередь, цена техасской нефти WTI в августе обвалилась намного сильнее, на 3,8%, до $68,36 за баррель.
Основной причиной обвала цен на нефть в начале августа стало распространение в Китае и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона новых штаммов коронавируса COVID-19 «дельта» и «гамма». На этом фоне в Китае вновь закрывались границы и авиасообщение с рядом стран, и рынки опасаются замедления экономического роста в одной из крупнейших экономик мира. Смена власти и политической модели в Афганистане, произошедшая сразу после вывода американских войск в середине августа, породила нестабильность на рынках высокорискованных активов, таких как фьючерсы и валюты развивающихся стран. В последнюю неделю августа нефть возобновила рост. Основным фактором для роста нефтяных цен стала серия ураганов, бушевавших в Мексиканском заливе и над южным побережьем США, что ограничило добычу нефти в этих регионах.
В свою очередь, для экономики США бесследно не прошла не только летняя вспышка штамма коронавируса «дельта», но и ураган «Ида», пронёсшийся над южным побережьем США в конце августа и создавший серьёзные проблемы для нефтегазовой индустрии США. Ураган «Ида» стал сильнейшим из ураганов, когда-либо обрушившимся на США за последнее десятилетие, ему была присвоена четвёртая категория из пяти, скорость ветра во время урагана достигала 240 км/ч, из-за чего в американских СМИ проводились прямые аналогии недавнего урагана «Ида» с ураганом «Катрина» 2005 года, который обрушился на Луизиану и оказался почти таким же разрушительным.
После того, как ураган прекратился, эксперты начали подсчитывать потери нефтяников. Количество активных нефтедобывающих платформ в США, согласно отчёту Baker Hughes, по итогам первой недели сентября вследствие урагана сократилось на 16 единиц, до 394 единиц, хотя ранее почти непрерывно увеличивалось с начала 2 квартала текущего года. И это неудивительно, если из-за бушевавшего несколько дней над Мексиканским заливом урагана добыча нефти в заливе в течение этих дней упала на 96%, так как большинство нефтяных компаний приостановили добычу и эвакуировали персонал с буровых платформ. Было временно закрыто шесть НПЗ в районе Нового Орлеана, которые перерабатывают ежедневно 700 тыс. баррелей нефти в сутки, что составляет около 3,5% от ежедневного потребления нефтепродуктов в США.
Все эти факторы, которые стали прямым последствием урагана «Ида», в совокупности могут стать основной для будущего дефицита нефтепродуктов в США и роста цен на них.
Напомним, что в 2005 году после урагана «Катрина» в США резко выросли цены на газ и электроэнергию. А президенту США Джо Байдену совсем не нужно удорожание энергоресурсов, так как, во-первых, инфляция в США и без урагана в июле побила 10-летние рекорды, во-вторых, после ускоренного вывода американских войск из Афганистана, больше напоминавшего бегство, репутация Байдена оказалась довольно чувствительно подмоченной, а его рейтинг упал впервые за всё время его президентства. Поэтому неудивительно, что в августе представители администрации президента США делали заявления о том, что Белый дом ведёт переговоры с отдельными участниками ОПЕК+ о снижении цен на нефть. Ни сам Джо Байден, ни представители его администрации не раскрыли сведений о том, с кем конкретно велись переговоры и, самое главное, о том, каковы были результаты этих переговоров.
Однако, как оказалось, на сегодняшний день у США и ОПЕК+ фундаментальных разногласий относительно увеличения добычи нефти нет, поскольку нефтяной альянс заинтересован наращивать добычу, чтобы не терять долю на рынке, фактически сокращая её в пользу стран, не участвующих в альянсе, и прежде всего, США.
При этом ОПЕК+, в отличие от США, не заинтересован в обвале цен ниже $60 за баррель (ранее и Россия, и Саудовская Аравия называли коридор в $60-70 за баррель наиболее комфортным для производителей и потребителей). В свою очередь, американская сланцевая отрасль, а точнее то, что от неё осталось после прошлогоднего кризиса, также не заинтересована в падении цен на нефть ниже $40-45 за баррель, иначе она второго такого обвала просто не переживёт.
На плановой встрече 1 сентября министры стран-участниц ОПЕК+ договорились соблюдать в сентябре те же самые квоты на добычу, которая по плану увеличивается каждый месяц на 400 тыс. б/с. Решение нефтяной рынок воспринял с тревогой. Цены на нефть 1 сентября упали. Видимо, это было связано с опасениями, что нефтяной рынок снова столкнётся с избытком предложения на фоне недостатка спроса, связанного с пандемией коронавируса. Однако данное решение было принято единогласно, так как выгодно практически всем участникам ОПЕК+ и прежде всего — крупнейшим экспортерам нефти, таким как Россия и Саудовской Аравия. По прогнозам ОПЕК, до конца 2021 года спрос на нефть сохранится на уровне 6 млн б/с, то есть увеличение предложения не приведёт к избытку и аномальному росту коммерческих запасов, как во 2 квартале 2020 года.
Позиция российского вице-премьера Александра Новака накануне министерской встречи стран ОПЕК+ 1 сентября была однозначной: России выгодно увеличивать добычу нефти.
И такая позиция ответственного за взаимодействие ОПЕК и РФ вполне оправдана, потому что добровольное сокращение добычи нефти в беспрецедентно больших масштабах в прошлом году оказало сильное негативное влияние на темпы роста российского ВВП. Так что для России сегодня важны не сами по себе высокие цены на нефть, а ещё и объёмы, которые российские нефтяники могут поставить своим постоянным покупателям за рубежом.
Поэтому возвращение на рынок 2 млн б/с нефти, на которые ОПЕК+ с 2020 года сокращал добычу, для России имеет большое значение, так как наша страна, во-первых, не теряет долю рынка (которую неизбежно займут США либо другие поставщики, отказавшиеся от участия в ОПЕК+), во-вторых, получает солидные доходы в бюджет от цены на нефть, превышающей $42,3 за баррель, и валютные поступления в ФНБ.
Во 2 квартале средняя цена марки Brent составила $69,5 за баррель, что позволило российским нефтяным корпорациям значительно улучшить финансовые результаты в годовом выражении по МСФО и за 2 квартал, и за 1 полугодие 2021 года. По итогам 1 полугодия 2021 года компании Сургутнефтегаз и Татнефть смогли нарастить выручку на 72% и 70% в годовом выражении, соответственно. ЛУКОЙЛ, Газпром нефть и Роснефть увеличили выручку двузначными темпами в 1 полугодии 2021 года к аналогичному периоду 2020 года (на 40-54%). Чистая прибыль у всех российских нефтяных гигантов в 1 полугодии 2021 г. была положительной и показала хорошие темпы роста в годовом выражении. Напомним, что Газпром нефть в 1 полугодии увеличила чистую прибыль в 26 раз к аналогичному периоду 2020 года, ЛУКОЙЛ и Роснефть многократно нарастили чистую прибыль по сравнению с убытками в 1 полугодии 2020 года. Транснефть в 1 полугодии показала более скромные результаты в виде роста выручки только на 8%, но зато её чистая прибыль увеличилась на 47% к аналогичному периоду 2020 года.
Финансовые результаты крупнейших российских нефтегазовых корпораций за 1 полугодие 2021 г.
Компания | Выручка, млрд руб. | Чистая прибыль, млрд руб. |
Роснефть | 3 904 | 382 |
ЛУКОЙЛ | 4 078,4 | 347,2 |
Газпром нефть | 1 338 | 217,2 |
Сургутнефтегаз | 848,9 | 155,25 |
Татнефть | 568,9 | 92,5 |
Транснефть | 529,4 | 105,7 |
Основными причинами сильных финансовых результатов стали высокие цены на нефть, а также постепенное увеличение добычи нефти Россией в течение 2021 года.
В сентябре ожидаем коридор цен Brent в $66-76 за баррель.
Возобновляемая энергетика. Дело авиаперевозчиков пахнет керосином
Германия будет нуждаться в поставках газа из России в ближайшие годы, но в дальнейшем возможно, что Россия станет крупным поставщиком водородного топлива в Германию и во многие другие страны ЕС, переходящие на «зелёную» энергетику. Депутат бундестага от партии «Левые» Клаус Эрнст недавно заявил, что построенный «Северный поток-2» в будущем можно будет адаптировать для поставок водорода в Германию, так как транспортировка водородного топлива по морю, как сегодня поставляется в Европу СПГ, является дорогостоящей и непростой. В Nord Stream 2 заявление немецкого депутата прокомментировали, уточнив, что через десять лет «Северный поток-2» будет пригоден для транспортировки водорода как минимум по одной из его веток.
В связи с такими далеко идущими планами Европы Газпром и его дочерняя корпорация Газпром нефть обнародовали свои планы по входу на рынок водородного топлива. Газпром нефть уже подписала соглашение с одной из крупнейших российских металлургических корпораций НЛМК о совместных проектах в области производства водородного топлива и утилизации СО2. Ранее Газпром нефть разработала технологию, позволяющую в замкнутом цикле улавливать выбросы углекислого газа и закачивать его в нефтяные пласты на глубину более 2,5 км. Такая технология уже применяется на месторождении «Русанда» в Сербии, которое разрабатывает российско-сербское СП NIS, 50% в котором принадлежит Газпром нефти. Дочерняя корпорация Газпрома намерена увеличить производство водородного топлива на базе своих технологических парков до 250 тыс. тонн в год к 2024 году, то есть в 2,5 раза.
Кроме того, как сообщают российские СМИ, Газпром нефть и крупнейший российский авиаперевозчик Аэрофлот ведут переговоры о поставках Аэрофлоту экологически чистого авиатоплива SAF, исследованиями возможностей будущего производства которого планирует заняться Газпром нефть. Международная организация гражданских авиаперевозчиков (ICAO) считает необходимым, чтобы в будущем авиаперевозчики всего мира заменили традиционный авиакеросин на использование нового биотоплива SAF, что позволит сократить выбросы углекислого газа в атмосферу от использования авиаперевозчиками керосина. С 2027 года ICAO планирует взимать плату с тех авиаперевозчиков, которые к этому времени не начнут использовать SAF совместно с авиакеросином.
Однако в России биотопливо SAF пока даже не сертифицировано, что делает невозможным или очень затруднительным его использование российскими авиаперевозчиками. Кроме того, даже частичное использование SAF может достаточно дорого обходиться авиакомпаниям, что может привести к росту цен на авиабилеты.
Тем временем власти Евросоюза в дополнение к введению трансграничного углеродного налога с 2023 года планируют ещё к 2025 году требовать от всех авиакомпаний, приземляющихся в европейских аэропортах, добавлять в авиакеросин не менее 2% нового топлива SAF, а к 2030 году — не менее 5%.
Поэтому, как пишут СМИ, крупнейшие российские авиаперевозчики рассчитывают на помощь российских лидеров рынка нефтепродуктов, которые смогут в достаточно сжатые сроки наладить производство нового «зелёного» топлива.
Тем временем российские власти уже готовятся к будущему углеродному налогу в ЕС с 2023 года. В связи с этим Минэкономразвития подготовило стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 года. Основной идеей этой стратегии является исполнение уже принятого закона «Об ограничении выброса парниковых газов», то есть о мерах по сокращению выбросов СО2, включающих налаживание мониторинга выбросов углекислого газа и формирование рынка по торговле квотами на выбросы СО2. Летом 2022 года на Сахалине должен заработать пилотный проект по торговле квотами на выбросы углекислого газа. Таким образом, Россия уже сегодня делает достаточно много по сокращению выбросов СО2, однако пока не ясно, как на эти меры отреагирует Евросоюз и будет ли их достаточно, чтобы ЕС снизил для российских экспортёров ставку углеродного налога.
Газовая отрасль. Наконец, построили: когда же «Северный поток-2» введут в эксплуатацию?
«Северный поток-2» достроен! Об этом 10 сентября объявил глава Газпрома Алексей Миллер. Чуть позже в Кремле заявили, что Россия надеется, что никто и ничто не сможет помешать вводу газопровода в эксплуатацию.
В Газпроме планируют начать поставки по «Северному потоку-2» уже в конце сентября — начале октября и до конца 2021 года поставить в Европу 5,6 млрд кубометров газа.
Однако для поставок газа необходима сертификация оператора поставок Федеральным сетевым агентством ФРГ. Оператор строительства проекта, зарегистрированная в Швейцарии компания Nord Stream 2 AG уже подала в агентство заявку уже на сертификацию в качестве независимого оператора газопровода, то есть поставщика газа. Это необходимо в связи с требованиями третьей газовой директивы Евросоюза, из-под действия которой «Северный поток-2» так и не выведен (ранее в сентябре Nord Stream 2 потерпел поражение в суде немецкого Дюссельдорфа, в котором пытался доказать, что под требования этой директивы «Северный поток-2» не подпадает).
Поставки газа по «Северному потоку-2» по решению немецкого суда в полной мере должны соответствовать требованиям третьего энергопакета ЕС — это значит, что-либо поставщик газа и оператор трубопроводной системы, по которой в любую страну ЕС поставляется газ, должны быть независимыми друг от друга компаниями, либо газ по этому трубопроводу должны поставлять как минимум два независимых поставщика.
Теперь швейцарская Nord Stream 2 AG рассчитывает, что немецкое Федеральное сетевое агентство признает его соответствующим критериям независимого оператора трубопроводной системы (а поставщиком выступит российский Газпром). Есть вероятность, что немецкое ведомство может принять политизированное решение и не признать Nord Stream 2 AG независимым от Газпрома. Однако даже в этом случае возможно компромиссное решение: Газпром будет продавать часть добытого газа европейской компании, которая, в свою очередь, будет заполнять остальные 50% мощностей «Северного потока-2», чтобы поставки полностью соответствовали требованиям третьей газовой директивы ЕС.
Однако Федеральное сетевое агентство ФРГ заявило почти сразу же после объявления Газпрома о достройке «Северного потока-2», что процедура сертификации Nord Stream 2 AG уже идёт, но пока агентство не готово назвать конкретные сроки её завершения. При этом агентство строго предупредило швейцарскую компанию о том, что если она начнёт поставки газа по «Северному потоку-2» до окончания сертификации, то может быть оштрафована. Так что пока рано говорить о том, что борьба за газопровод окончена. Тем временем цены на газ в Европе продолжают расти, обеспечивая России дополнительные доходы от экспорта, а европейским потребителям — напряжённое ожидание запуска в эксплуатацию «Северного потока-2».
К 10 сентября биржевые цены на газ голландского хаба TTF достигли $700 в пересчёте на контрактные цены Газпрома (на бирже котировки выставляются в евро за киловатт-час).
Столь резкий рост цен связан, во-первых, с аномально жаркой погодой в Европе этим летом и в начале сентября, во-вторых, с повышенным спросом на газ в Китае, куда поставщики СПГ перенаправили свой газ, в-третьих, с тем, что Газпром пока не спешит бронировать дополнительные транзитные мощности в газотранспортной системе Украины на 2022 год.
В связи с этими причинами подземные хранилища газа в Европе резко опустели — в настоящее время средняя заполняемость европейских ПХГ находится около 67%. Ещё одной причиной роста цен на газ стали засуха и слабый ветер, в связи с чем европейские ветровые электростанции выработали меньше электричества даже по сравнению с кризисным 2020 годом. Таким образом, неудивительно, что Европа не спешит полностью переходить на возобновляемые источники энергии, которые способны давать сбои в самый неподходящий для европейских потребителей момент. Теперь в ЕС ждут запуска «Северного потока-2», который поможет не только согреть Европу зимой, но хотя бы немного охладить перегревшийся европейский рынок газа.
Наталья Мильчакова, к. э. н., заместитель руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари»