Охвативший весь мир бум социального инвестирования явился следствием навязывания миру ценностей миллениалов, обеспокоенных изменением климата и необходимостью ограничения вредного воздействия человека на природу. Но если внимательно присмотреться к ведущимся сегодня дискуссиям вокруг «сознательного» капитализма и стандартов ESG, то становится понятно, что ESG — это не только и не столько про климат и декарбонизацию, сколько про политическое и экономическое неравенство.
Социально-экономические и экологические системы развитых, развивающихся и бедных стран существенно различаются, но различия в уровне развития промышленности, инфраструктуры, финансовой и социальной системы этих стран и их доходов не берется в расчет:
условно богатая европейская страна будет платить столько же, сколько развивающаяся держава.
А может быть, кто-то слышал о популяризации разумного потребления в Европе? Западные потребители не ограничивают себя в использовании автотранспорта, кондиционеров, отопления, производства и потребления химических материалов, продолжая потреблять блага цивилизации в огромных количествах, вынося вредные производства за пределы своей территории. А вот голодающие жители Африки, чьи полезные ископаемые добываются и вывозятся для обеспечения высокого уровня жизни западных государств, тоже должны будут платить за свой углеродный след, ведь на их территории добываются довольно «грязными» способами «грязные» материалы, которые затем отправятся в ту же Европу для производства товаров потребления.
Природные факторы также не берутся в расчет. С одной стороны, существующие леса нашей страны, по мнению западных аналитиков, не являются активом, который может снижать углеродный след. С другой стороны, ущерб, нанесенный цивилизацией природе на территории современной Европы в течении нескольких столетий, вообще не берется в расчет. Промышленная революция XIX века полностью изменила окружающую среду европейского жителя. А расплатиться за это предлагается теперь каждому жителю Земли.
Дискуссии многих участников рынка и регуляторов вокруг ESG ведутся зачастую не в целях сохранения окружающей среды.
Недостаточная обоснованность методик, научных данных и аналитики мало беспокоит тех, кто продвигает создание нового финансового инструмента в виде торговли, например, углеродными квотами.
Никто не говорит о необходимости торгов — это подразумевается как уже решенный вопрос. Прежде всего обсуждают, как торговать. Сколько заработают биржи и брокеры, какие будут фьючеры, форварды на углерод, как подсчитать его содержание в готовой продукции. Сколько будет заработано, кто и как будет это делить.
Похоже, нам в очередной раз предлагают присоединиться и оплатить «европейское» качество жизни. Никто даже не пытается ограничить себя, создать условия для гармоничного развития всего населения планеты. Наличие окружающей среды ограничено границами «демократических» западных государств. Собственно, и в России компания молодых реформаторов-миллениалов горит желанием рубить с плеча и при поддержке западных идеологов создать новый «зеленый» декарбонизированный мир, во что бы это ни обошлось.
А что же Чубайс? Он в очередной раз решил возглавить новое движение. Без оглядки на критику, на разум, на рациональность выбора. Если раньше хороши были либерализм и рыночная экономика, то сейчас хорош и углеродный сбор. Безальтернативность принятия торговли квотами на углерод обосновывается рисками экономических потерь от уплаты этих сборов в страны ЕС. Задался ли кто-то вопросом обоснованности этого процесса? Кто, как и на каких условиях будет собирать эти средства и на что тратить?
Создание очередного «Роскарбо» с миллиардными фондами оплат труда, дорогими автомобилями, поездками за рубеж на частных самолетах — вот результат планируемой программы развития.
Принцип отъема денег у экономически активного населения ради вымышленных благ давно пользуется успехом у этой группы российских граждан. И не ради будущего страны, а ради момента выгоды и отработки западных сценариев развития.
А тем временем спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев в октябре едет в США за ответом на предложение освободить климатические проекты от санкционного давления. По словам Эдельгериева в эфире «Россия-24», климатический трек должен быть вне санкционной политики. Те проекты, которые направлены на глобальное снижение выбросов, должны иметь доступ к международным финансам, технологиям, и на них не могут налагаться санкции.
Сложно не согласится, но пока это только наше желание. Если получится что-то поменять в данном направлении, это будет огромная победа.