Россия не ставит целью стать углеродно-нейтральной в основном сценарии климатической повестки до 2050 года, который обойдется стране в 1,5% от ВВП, следует из проекта долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития РФ, копия которого оказалась в распоряжении Reuters. На прошлой неделе Минэкономразвития, как стало известно finam.ru, направило проект стратегии на согласования в ведомства.
Европа, которая является ключевым экспортным рынком для российских углеводородов, стремится стать углеродно-нейтральной к 2050 году, Китай — на 10 лет позже. Россия же нацелилась по максимуму монетизировать запасы нефти перед прогнозируемым падением спроса через 10-15 лет.
Базовый сценарий низкоуглеродного развития РФ предусматривает лишь более низкие по сравнению с Евросоюзом значения накопленной эмиссии парниковых газов до 2050 года. В интенсивном сценарии РФ сможет достичь углеродной нейтральности к 2060 году, в агрессивном — к 2050 году, но оба эти варианта потребуют масштабных инвестиций в декарбонизацию отраслей экономики.
По мнению аналитиков «ВТБ Капитала», стратегия РФ по сокращению выбросов остается относительно неамбициозной: она не предусматривает достижения углеродной нейтральности и значительного сокращения выбросов в промышленности, делая акцент на поглощающей способности лесов, что в настоящее время не признается международным сообществом в качестве инструмента сокращения выбросов, а плата за выбросы CO2 включается только в один из сценариев, который не является основным.
Интенсивный сценарий, согласно стратегии, будет стоить казне уже 4% от ВВП, а условием агрессивного сценария, который будет еще дороже, является признание на мировом уровне всех доступных для РФ мер по поглощению и накоплению парниковых газов, чего предлагает добиться от ЕС глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он считает, что трансграничное углеродное регулирование в ЕС и вероятность принятия аналогичных инициатив в США и других странах могут нанести экономике «несравнимо больший ущерб, чем введенные против РФ и российских компаний незаконные ограничения».
В стратегии низкоуглеродного развития РФ говорится, что в 2050 году РФ рассчитывает выбрасывать в атмосферу с учетом поглощения 1,19 млрд тонн СО2 эквивалента против 1,58 млрд тонн в 2019 году, в том числе на долю предприятий топливно-энергетического комплекса придется 0,63 млрд тонн против 0,94 млрд тонн в 2019 году
В документе также говорится, что ужесточение экологических требований к автотранспорту потребует создания новой отрасли с производством и эксплуатацией электротранспорта, потенциал которой оценивается к 2030 году в 217000 электромобилей в год, что составит около 10% от объема производства всех транспортных средств.