Текущий год порадовал российскую нефтегазовую отрасль ростом цен на углеводороды и огорчил стремительным подорожанием стройматериалов и металла. Все промышленные стройки оказалось под ударом — теперь компаниям нужно будет изыскивать дополнительные средства на реализацию уже начавшихся инфраструктурных проектов или откладывать их. Пострадает нефтесервис, а с ним, возможно, и добыча, очевидно, что тяжелее будут идти ремонты НПЗ, затормозится развитие нефтегазохимии. Но, пожалуй, самый сильный апперкот получит логистика, а именно железнодорожные проекты и судостроение, что также повлечет за собой возникновение новых сложностей для нефтегазовых компаний.
Согласно отчету Росстата, с начала 2021 года стройматериалы в России стали дороже почти на 26%, а по отношению к июлю прошлого года — на 30%. Особенно сильно рост цен отразился в используемой в строительстве металлургической продукции. В частности, штрипс узкий холоднокатаный только за июль подорожал на 19,6%, профили незамкнутые холодной штамповки или гибки из нелегированных сталей — на 15,5%, цинковые профили и проволока, а также плиты, листы, полосы, лента и фольга — на 12,3%. В целом металлургическая продукция в июле подорожала на 4%, с начала года — на 47,3%, а по отношению к июлю прошлого года — на 64,7%.
В правительстве, понимая, с какими проблемами может столкнуться российская промышленность, еще в начале лета попытались обуздать аппетиты металлургов. В частности, заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов говорил, что стоимость производства судов в РФ выросла на 25% на фоне роста цен на металлы, при этом он подчеркивал, что правительство не допустит срыва сроков выполнения госзаказа. Первый вице-премьер Андрей Белоусов в кулуарах ПМЭФ сделал знаменитое заявление о том, что «металлурги нас — извините за это слово — „нахлобучили“ в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей».
В результате для сдерживания цен было принято решение с 1 августа по 31 декабря 2021 года ввести вывозные пошлины на черные и цветные металлы. Однако, как известно, «цены — не раки, назад не ползают», поэтому пока эффективность данной меры остается под большим вопросом. Справедливости ради надо отметить, что в августе ценники на металл немного снизились, но, как признались в «Северстали», подешевел только ряд товаров, и вызвано это было не новыми вывозными пошлинами, а сезоном дождей в КНР, когда в Поднебесной традиционно падает потребление стали. В компании посчитали, что в дальнейшем в России все же возможно удешевление металлопроката. Оно тоже будет связано со сменой сезонов, уже в РФ: зимой росийские стройки притормаживаются, как и спрос на стройматериалы.
С 1 января 2022 года на смену пошлинам придет повышенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний, занятых в металлургической промышленности. Однако в экспертной среде сомневаются, что данная мера будет способствовать удешевлению металла, и в этом опять виноват Китай. Согласно прогнозу инвестиционного банка «Синара», сталь будет поддерживаться высокой стоимостью за счет ожидаемого сокращения ее производства в Китае на фоне государственной политики по уменьшению выбросов углекислого газа.
В связи с этим в Минстрое решили подстраховаться и выпустили отдельный приказ, позволяющий вносить изменения в государственные контракты, заключенные до 1 июля 2021 года. Фактически новый документ разрешает подрядчикам заявлять о необходимости увеличения цены. Это значит, что нефтегазовым компаниям стоит готовиться к большим расходам для выполнения своих инвестиционных программ.
Гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА», доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС при Президенте РФ Тамара Сафонова считает, что стоит ожидать повышения стоимости ремонтных работ, требующих замены участков трубопроводов, изношенного оборудования, дорожного покрытия.
Кроме того, осложнения ждут и нефтеперерабатывающие предприятия, которые в настоящее время обременены высокими закупочными ценами на сырье, а вкупе с ростом цен на строительные материалы это может привести к откладыванию ремонтных работ.
Существует также риск остановки некоторых НПЗ. При этом она отметила, что сложившаяся в 2021 году конъюнктура нефтяных цен позволяет нефтегазодобывающим компаниям формировать прибыль, которая может компенсировать дополнительные затраты на ремонтные работы: «В сложной ситуации могут оказаться транспортные монополии, прибыль которых не зависит от мировых цен на углеводороды, а индексация тарифов, предусмотренная на 2021 год, может не покрыть растущие затраты на плановые ремонтные работы», — уточнила Сафонова.
Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев подчеркнул, что рост цен на металлы и стройматериалы приведет к росту затрат нефтяных и нефтесервисных компаний:
«Инвестиционные планы на следующие периоды могут быть пересмотрены в сторону увеличения капитальных затрат. Но все же, как представляется, стройматериалы не являются основной затратной частью»,
— заметил аналитик. Он также указал, что нефть и особенно газ значительно подорожали. Как и продукты нефтепереработки и нефте- и газохимии, что должно стимулировать эти отрасли продолжать проекты, несмотря на рост их стоимости. «Судостроение в большей степени пострадает от роста цен на металл. Правительство обещает, что дополнительные доходы бюджета от введения временных пошлин на экспорт металлов пойдут в том числе на компенсацию роста затрат потребителей металла. Правда, ни круг получателей этой компенсации, ни механизм ее получения пока не определены. Возможно, судостроителям вслед да строительными компаниями, участвующими в нацпроектах, стоит активизировать усилия, чтобы попасть в число получателей этих субсидий. Лоббистских возможностей в лице руководства „Роснефти“ у них для этого достаточно», — резюмировал Калачев.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов заметил, что рост цен на металл и стройматериалы, безусловно, приведет к подорожанию инвестиционных программ компаний, но говорить о том, что он может привести к сокращению инвестиций, преждевременно: «Мы видим бум на всех сырьевых рынках, и нефтегазовые компании также получают хороший доход. В этих условиях, с одной стороны, их инвестиционные проекты станут дороже, но, с другой, у компаний хватит средств для реализации проектов даже при тех ценах, которые сегодня складываются», — пояснил эксперт.
Он указал, что в нефтегазохимии ситуация всегда немного сложнее, так как она зависит не только от стоимости стройматериалов, но и от технологий: «Технологические цепочки сейчас также дорожают, поэтому некоторое замедление в реализации нефтегазохимических проектов возможно. Но в части добычных проектов у компаний достаточно ресурсов», — подчеркнул Громов.
Касаясь судостроительной отрасли, эксперт подтвердил, что рост цен на металл естественно удорожит всю программу судостроительной отрасли: «Очевидно, что как минимум сроки реализации проектов будут увеличены», — отметил Громов.
Эксперт ПОРА Андрей Иванов согласен с тем, что промышленная инфляция негативно повлияет на все проекты в нефтегазовой отрасли: «Административного выхода нет, и я бы его не искал. Данная ситуация — вызов для концессионеров, которым необходимо формировать базу поставщиков и заключать долгосрочные договоры.
Но они не всегда могут защититься от инфляции, поэтому это негативный фактор для арктических проектов»,
— заявил эксперт.
Очевидно, что основная проблема нынешнего роста цен на металл в России кроется в фундаментальном приоритете внешнего рынка над внутреннем, когда компании повышают цены руководствуются принципом netback. Самое печальное заключается в том, что пока никто не знает, как справиться с этой ситуацией, поскольку возможный уход от рыночных механизмов в торговле опасен возникновением других, не менее серьезных проблем. Наиболее точно данную коллизию сформулировал вице-премьер Андрей Белоусов: «Когда формула фактически фиксируется как „Netback Китай минус 10%“, мы ставим внутренний рынок в прямую зависимость от колебания цен на мировых рынках. Это неправильно. Но опять же, это не означает лобовых решений: отвязать [от мировых цен] — получим арбитраж. Если у нас будет сильная разница между внутренними и мировыми ценами, получим просто кучу посредников, которые будут наживаться на том, что они берут металл по дешевым внутренним ценам и продают по дорогим экспортным. Мы, кстати, это проходили с тем же амортизационным ломом», — сказал Белоусов. Он считает, что следует искать механизм, напоминающий фьючерсный.
Однако не все в правительстве разделяют его позицию. В частности, источники Forbes отмечали, что глава Минпромторга Денис Мантуров считает более правильным ввод механизма скидок на металл для государственных строек. Поэтому пока сложно предположить, какая точка зрения в кабинете министров будет преобладающей, тем не менее решать проблему влияния Netback на российскую экономику придется.
Председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, профессор, д. э. н. Тамара Канделаки отметила, что рост цен на металл обязательно отразится на любом растущем секторе нефтегазовой отрасли:
«Все, что имеет экспортную альтернативу, мы покупаем по мировым ценам. По ряду критериев можно предположить, что в правительстве уже осознали необходимость каким-то образом отвязаться от принципа netback. Это системное решение»,
— указала эксперт.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев напомнил, что если доходы населения низкие, в стране развивается экспортная модель экономики, не способная отойти от принципа netback: «Если стоит задача развития экономики благодаря сырью, то правительство не должны интересовать мировые цены. Однако в этом случае не получится использовать исключительно рыночные механизмы регулирования, а наши крупные промышленные концерны уже не будут рыночными организациями. Попытка создать треугольный квадрат всегда тяжела», — подчеркнул эксперт.
Совсем другой точки зрения придерживается экономист Саид Гафуров, который считает, что в настоящее время бороться с повышением цен на что-либо бесполезно: «Антикризисная борьба с ковидом в очень большой степени ориентируется на кредитно-денежную политику. Грубо говоря, чтобы поддержать уровень жизни населения, в экономику вбрасывается очень большое количество денег, и все попытки Минфина выкачать, как они считают, избыточную ликвидность, проваливаются. Той же линии придерживаются и в западных странах, где проводят очень мягкую кредитно-денежную политику. Денег много, безработица большая, ресурсов не хватает, поэтому стоит ожидать стабилизации цен на любые сырьевые материалы на более высоком уровне», — пояснил эксперт.
По его мнению, локально с этим бороться можно, но, в общем, эту тенденцию не преодолеть, и нет большого смысла с ней бороться:
«Все проекты будут дорожать, но мы к этому привыкли. При этом нефтехимия, скорее всего, будет востребована и сможет продавать свои товары дороже.
Более того, инфляция способна удешевить реализацию всех нефтегазовых проектов. Что же касается судостроения, то сейчас в этом промышленном сегменте настолько большой недостаток предложения и избыточный спрос, что ему ничего не угрожает. Пока в нем не хватает производственных мощностей», — резюмировал экономист.
Если в среднесрочной перспективе российская промышленность сможет приспособиться к новой экономической ситуации и даже извлечь из нее выгоду, то пока энергетический сектор пребывает в некотором шоке от цен на металлопрокат. Министру энергетики РФ Николаю Шульгинову даже пришлось делать заявление, что увеличение цен на металлы в России не приведет к срывам подготовки объектов энергетики к осенне-зимнему периоду: «У нас есть обязанность — несмотря на цены, готовить оборудование электростанций к работе в ОЗП [осенне-зимний период]. Если надо, искать источники финансирования, но не срывать работы по подготовке к зиме, […] потому что цены выросли», — цитирует министра ТАСС. Так что можно предположить, что основные баталии относительно способа регулирования российского рынка металла еще впереди, как и новые сюрпризы для потребителей.