Posted 9 августа 2021, 08:45

Published 9 августа 2021, 08:45

Modified 16 августа 2022, 21:48

Updated 16 августа 2022, 21:48

Ветряки «надули» газовые цены

9 августа 2021, 08:45
ЧП на заводе компании «Газпром переработка» привело к обновлению ценовых рекордов газа в ЕС, но не является основной причиной бурного роста

ЧП на заводе компании «Газпром переработка» в Новом Уренгое привело к обновлению ценовых рекордов на европейском спотовом рынке. Евросоюз теперь боится остаться без газа, США не стремятся спасать своих европейских партнеров, а «Газпром» достраивает «Северный поток-2».

Напомним, в ночь на 5 августа произошел пожар на Уренгойском заводе компании «Газпром переработка». Пожар был ликвидирован в течение суток, но поставки газа по газопроводу Ямал — Европа упали более чем вдвое. 5 августа через газопровод на входе в ГТС Германии прокачка сократилась с 1,9–2,1 млн куб. м в час до 1 млн куб. м. Позднее она выросла примерно до 1,5–1,6 млн куб. м, а в воскресенье с 7 часов утра поставки вновь упали на 5%, до 1,4 млн куб. м газа в час.

7 августа «Газпром» возобновил подачу сырья на завод в Новом Уренгое. Тем не менее 8 августа, по данным немецкого газотранспортного оператора Gascade, компания продолжала снижать объемы прокачки через газопровод Ямал — Европа. Поставки газа по магистрали «Северный поток» и через Украину сохранялись в прежнем объеме.

Данное происшествие быстро взбудоражило умы аналитиков. 6 августа появился прогноз «Ренессанс Капитала». В нем сообщалось, что авария на ГПЗ «Газпрома» в Новом Уренгое приведет к снижению добычи газа на 8 млрд куб. м и газового конденсата на 5 млн тонн в 2021 году. По данным аналитиков банка, поврежденное оборудование уже планировалось к замене. В связи с чем «Ренессанс капитал» предположил, что «Газпром» не будет его быстро ремонтировать, а введет в эксплуатацию новые мощности в следующем году. Из-за этого основной эффект от аварии придется на производство конденсата: оно снизится на 5 млн тонн, что составляет 29% от ожидаемой добычи группы в 2021 году.

ЧП незамедлительно отразилось на отечественном рынке СУГ.

6 августа рынок сжиженных углеводородных газов пережил панический период. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), биржевые цены на СУГ по национальному индексу взлетели более чем на 6% — до 44959 тыс. руб. за тонну.

Однако наиболее тяжелый удар от пожара пришелся на европейский газовый рынок. И без этой аварии цены в Старом Свете покоряли космические высоты, а после нее (авария, повторимся, случилась 5 августа) и вовсе улетели до $540 за тыс. куб. м. На бирже ICE Futures ближайший к споту фьючерс на контракт на газовом хабе TTF подскочил до $543 за тыс. куб. м. Днем ранее торги закрылись на уровне $525. Справедливости ради стоит отметить, что стоимость газа хотя и выросла после аварии, но, очевидно, ЧП не стало главной причиной подорожания энергосырья. Газ преодолел отметку в $500 за тыс. куб. м еще 29 июля, когда поставки «Газпрома» шли по плану. Всего же с 2020 года цены на природный газ в Европе выросли более чем на 1000%!

Отраслевые эксперты, опрошенные «НиК», отмечают, что «Газпром» в любом случае быстро найдет возможность нарастить поставки и выполнить свои контрактные обязательства, однако это не сильно поможет утихомирить европейские цены на сырье. По их мнению, основные проблемы следующие: ажиотажный спрос на все виды углеводородов в странах АТР, а также климатическая повестка ЕС и возобновляемая энергетика.

«Газпром» не будет затягивать ремонт

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков заметил, что газ дорожает на биржах тех европейских стран, в которых «Газпром» не является основным поставщиком.

«Стоимость газа увеличилась до $500 за тыс. куб. м на спотовых площадках TTF в Нидерландах и британской NBP. На немецкой бирже NCG цены значительно ниже, так как там они зависят от трубопроводных поставок «Газпрома»,

— рассказал эксперт. Он считает, что вряд ли «Газпром» будет открыто использовать сложившуюся ситуацию и затягивать ремонт, скорее, наоборот, он пойдет на исторический рекорд по объемам поставки. «Газпром» только в спокойной ситуации получит разрешение на запуск «Северного потока-2», поэтому компания будет вести себя максимально корректно, чтобы ее не обвиняли в газовом шантаже», — пояснил Юшков. Он напомнил, что сейчас у проекта «Северный поток-2» все идет хорошо: «В конце сентября должна быть введена в эксплуатацию первая нитка, а вторую собираются достроить».

Касаясь высоких цен на спотовом рынке, он напомнил, что Европа хотела развивать либеральный рынок газа, вот она его и получила. «В Азии цены повысились, СПГ ушел туда. Европе просто остается поставить такие же цены, как в Азии, и в ее терминалы вновь придет сжиженный газ», — отметил аналитик.

Европу спасет «Северный поток-2»

Руководитель Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко считает, что основной казус с европейскими ценами на газ заключается в том, что в Евросоюзе политики, судя по их заявлениям, на всех парах движутся к достижению углеродной нейтральности, а энергорынок идет совсем в другую строну. «Сейчас существенно вырос спрос на газ, нефть, нефтепродукты и, что особенно примечательно, на уголь. Причем популярность угля обусловлена резким скачком стоимости газа, при котором любой производитель электроэнергии вынужден выживать, как может. А газ, в свою очередь, взлетел в цене, потому что Европа надеялась, что у нее будет много источников голубого топлива, в первую очередь СПГ. Но сейчас весь сжиженный газ съедает Азия», — пояснил эксперт.

По его словам, получается, что в настоящее время у ЕС нет альтернативы: только Россия может нарастить поставки, при этом газопровод «Ямал — Европа» не является основной магистралью для транспортировки российского газа в Европу. «Газопроводы „Северный поток-1“ и „Турецкий поток“ работают на полную загрузку. Остается традиционный украинский транзит, который мог бы удвоиться. Сейчас по нему подписано пятилетнее соглашение на прокачку 40 млрд куб. м газа в год. Для него Украина смогла пролоббировать очень высокий транзитный тариф. „Газпром“ отказался по этим транзитным ценам увеличивать прокачку газа в ЕС. Все это привело к тому, что на европейском рынке сложилась такая сложная ситуация. Уже через месяц отопительный сезон, а газохранилища практически опустошены.

Высокий спрос на газ, СПГ нет, украинский транзит работает только по контрактам, еще и техническая заминка с газопроводом „Ямал — Европа“ — все это психологически нервирует покупателей и толкает цены вверх»,

— заметил Мищенко.

Он уверен, что в сложившейся ситуации решение проблемы высоких цен на нефть заключается в скорейшем запуске нового МГП из России: «Спасти Европу от энергетического коллапса может только запуск „Северного потока-2“. Газопровод принесет на рынок Евросоюза еще 55 млрд куб. м. Поэтому сейчас мяч находится на стороне объединенной Европы. От того, как быстро в ЕС между собой договорятся и введут „Северный поток-2“, будет зависеть урегулирование ситуации на газовом рынке и снижение цен. Если европейские страны не сделают этого в ближайшие месяцы, то отопительный сезон в Европе будет достаточно непредсказуемым».

Касаясь возможности роста европейских газовых цен до азиатских значений и поставок в Европу американского СПГ, Мищенко отметил, что структура формирования цен в ЕС и странах АТР разная, но стоимость сырья в Азии в любом случае будет выше. «Контракты американских производителей СПГ с покупателями из стран АТР достаточно прочные. Может, кто-то захочет поставить немного газа в ЕС, но американский СПГ ситуацию не спасет. Частые компании поставляют ресурс туда, где есть максимальная выгода», — пояснил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, есть ли логистические препятствия для более активной транспортировки СПГ в Европу, он заметил, что проблема с флотом есть везде и у всех. «США перепрофилировали свои импортные газопроводы на экспортные, но строительство флота газовозов не успевает за производством.

Логистические ограничения существуют практически у всех производителей СПГ, везде мощности по перевозке отстают от производства.

При этом создать новый флот газовозов по затратам сопоставимо со строительством такого магистрального газопровода, как „Северный поток-2“. И на это уйдет несколько лет. Кроме того, рост мощности транспортировки традиционных углеводородов априори не может происходить на фоне принятия политических решений об отказе от углеводородного топлива. Инвесторы не будут вкладываться в данный флот», — напомнил Мищенко.

Относительно 2020 года любой рост спроса на углеводороды будет бумом

Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов абсолютно уверен, что «Газпром» компенсирует недостачу из-за ЧП на заводе «Газпром переработки» и свои контрактные обязательства выполнит в полном объеме. «Компания „Газпром“ ценит своих европейских партнеров. И если она сейчас не выбирает свои контрактные обязательства, то в будущем полностью компенсирует это дополнительными поставками», — завил эксперт.

Ситуация с ростом цен в ЕС еще раз показала, что Европа пока не готова к энергопереходу в пользу резкого замещения углеводородного сырья возобновляемыми источниками энергии.

«Потребление энергоносителей не сокращается, более того, теперь уже и лето стало тем периодом, для которого характерны локальные максимумы энергопотребления. Поэтому я предполагаю, что цены на газ в ЕС продержатся на высоких уровнях как минимум до начала сентября. В дальнейшем они скорректируются, поскольку и климатические проблемы придут в норму, и „Газпром“ решит свои проблемы. Но говорить о том, что в ближайшей перспективе цены на газ в ЕС будут снижаться, я бы не стал. Потому что действует еще один фактор — рост потребления газа, в том числе и на азиатских рынках. Они традиционно являются премиальными и сейчас поглощают практически весь объем СПГ, который производится в мире. Европе при этом остается крайне мало альтернатив трубопроводным поставкам газа, в том числе из России», — указал Громов.

По его словам, сейчас в Европе пытаются обвинить «Газпром» в том, что он якобы придерживает поставки газа в ЕС и тем самым разгоняет цены: «У „Газпрома“ есть долгосрочные контракты и контрактные обязательства по ним. Нельзя обвинять концерн в том, что он нарушил свои контрактные обязательства».

При этом Алексей Громов напомнил, что сейчас многие говорят о новом углеводородном буме. Однако относительно 2020 года любой рост спроса на нефть, газ и уголь будет бумом. «Это восстановительный рост. На мой взгляд, рост сохранится до конца текущего года, как и высокие цены. В дальнейшем цены будут корректироваться и стабилизироваться», — резюмировал эксперт.

Подпишитесь