Минэкономразвития предложило существенно «либерализовать» порядок инвестирования средств Фонда национального благосостояния, расширяя тем самым бюджетный стимул для экономики РФ. По мнению МЭР, следует, во-первых, вывести из-под действия лимита проекты с существенной долей импортного оборудования, а во-вторых, включить текущий год в расчеты потолка трат, де-факто увеличивая расходы в предстоящую трехлетку.
Сейчас базовым считается вариант расходования на инвестпроекты не более 400 млрд рублей в год из ФНБ, при этом в сумме — в пределах примерно 1 трлн рублей за трехлетку. «Мы договорились, сейчас консенсусное мнение, что безопасно для ДКП вливать в оборот за 3 года примерно 1 трлн рублей, то есть в районе 333 млрд рублей. Но при этом планку установили — не выше 400 млрд рублей в год», — отмечал первый вице-премьер Андрей Белоусов в кулуарах ПМЭФ-2021 в июне. Безопасными в части инфляционных рисков такие параметры называла и глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
Фактически расходы из ФНБ начнутся только в 2022 году — пока утверждаются проекты и модели инвестирования — однако 2021 год тоже должен входить в расчет «потолка», полагают в Минэкономразвития. «Мы считаем, что 2021 год тоже должен быть в расчетах, несмотря на то, что мы очевидно финансирование начнем в начале 2022 года, но это мы можем аккуратно по годам разложить», — сказал журналистам глава ведомства Максим Решетников. То есть у 2021 года тоже должны быть «свои» 400 млрд рублей из ФНБ, как и у 2022–2024 гг., просто потратить их можно будет в предстоящую трехлетку: де-факто это означает лимит расходов в 1,6 трлн руб. за 3 года.
Проекты с высокой долей импортного оборудования и вовсе должны быть выведены за лимит, так как не искажают сигнал денежно-кредитной политики и не влияют на внутреннюю инфляцию и на валютный рынок, полагают в министерстве. Пример — гигантский проект «Газпрома» и «РусГазДобычи», комплекс переработки этансодержащего газа в районе Усть-Луги, стоимость которого оценивается в 3 трлн рублей.
«Мы исходим из того, что проекты с потенциально высокой составляющей импортного оборудования мы можем вынести за вот этот периметр после дополнительного анализа их влияния на макроэкономическую ситуацию. Потому что мы понимаем, что если высокая доля импортного оборудования, то влияние на внутреннюю макроэкономическую стабильность существенно меньше. Поэтому это можно обсуждать отдельно», — сказал Решетников.
«Верхняя планка — 1,6 трлн рублей за 4 года. Это предел, но крупные проекты с высокой долей импорта — мы исходим из того, что их можно и нужно обсуждать отдельно», — отметил министр.
«Усть-Луга — там основное оборудование импортное, поэтому давления на валютный рынок, разгона дополнительного спроса не будет. Поэтому мы отдельно проводим анализ этого проекта, в принципе, мы с Минфином обсуждали такой подход, с Антоном Германовичем Силуановым, — он отторжения как таковой не вызвал, но дальше уже конкретно будем смотреть расчеты. Если правительство примет решение о финансировании этого проекта из ФНБ — соответственно, мы подготовим все расчеты. С нашей точки зрения, с точки зрения Минэкономики, этот проект можно было бы профинансировать сверх лимита. Этот и такие проекты, в том случае, если у нас еще такие проекты, аналогичные по структуре, появятся. Если мы говорим о проектах автодорожного строительства, или строительства железнодорожной инфраструктуры, мы понимаем, что это все проекты, которые вызывают большой внутренний спрос и они должны конечно влиять на макроэкономическую стабильность, и поэтому они должны финансироваться в рамках этих лимитов», — цитирует «Интерфакс» Решетникова. По его словам, проекты под средства ФНБ и модели их финансирования нужно утвердить в ближайшее время, чтобы они получили фондирование в начале 2022 года.