Posted 15 июля 2021, 09:23
Published 15 июля 2021, 09:23
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
Синтетические волокна, получаемые из нефтегазового сырья, — главный фактор, способствующий развитию бизнес-модели «быстрой моды» (fast fashion), а для их производства в мировом масштабе уже требуется больше нефти, чем ее годовое потребление такой страной, как Испания, утверждают авторы исследования «Анонимная синтетика. Пристрастие модных брендов к ископаемому топливу», проведенного фондом ChangingMarkets и его партнерами. Жесткая тональность доклада — большинству ведущих модных брендов предъявлены прямые обвинения в экологической безответственности — не оставляет сомнений, что скоро этот сектор глобальной экономики окажется под прицелом политиков, активистов и судов.
С начала 2000-х годов производство модной одежды увеличилось вдвое вместе с использованием полиэстера, который теперь присутствует более чем в половине всей текстильной продукции. На синтетические волокна приходится 69% всех материалов, используемых в текстильных изделиях, а к 2030 году эта доля, как ожидается, достигнет 75%.
Обратной стороной «быстрой моды», напоминают авторы исследования, является то, что дешевая одежда не носится долго: в среднем изделия индустрии fast fashion надеваются семь-восемь раз, а затем выбрасываются, попадая на свалки, мусоросжигательные заводы или просто в окружающую среду. Зависимость индустрии моды от продуктов переработки ископаемого топлива выглядит тем более серьезной, говорится в отчете, что, в отличие от многих других секторов экономики, эта сфера практически не декларирует планов по декарбонизации в условиях усугубляющихся климатических изменений.
В частности, утверждается, что модные бренды не имеют системного подхода к устранению рисков для окружающей среды и здоровья, связанных с использованием пластиков. Чаще всего их экологические цели сводятся к повышению уровня вторичного пластика, произведенного из ПЭТ-бутылок.
Однако никто из представителей индустрии не ставит перед собой задач по переработке синтетических волокон или своих готовых изделий в другую одежду, что соответствовало бы идее экономики замкнутого цикла, которую сейчас активно продвигает Евросоюз.
В общей сложности в поле зрения исследователей попали 46 известных брендов, включая представителей не только масс-маркета типа H&M и Zara, но и лакшери-сегмента наподобие Gucci и Louis Vuitton, которым было предложено ответить на вопросы анкеты, а также были проанализированы их действия в области связей с общественностью. Оказалось, что некоторые представители индустрии моды все же разделяют цели устойчивого развития, однако в ряде случаев авторы обнаружили необоснованные утверждения, которые пока сходят брендам с рук, но в дальнейшем, по мнению исследователей, могут привести к юридическим последствиям для отдельных компаний.
В качестве одного из таких примеров приведен бренд одежды для активного отдыха Patagonia, построивший свою репутацию именно на заявлениях о приверженности ценностям устойчивого развития. Однако компания отказалась от участия в анкетировании и не смогла публично раскрыть какую-либо значимую информацию об использовании синтетических материалов.
В общей сложности обратную связь авторам исследования предоставило абсолютное большинство (38 из 46) брендов, но лишь 26 из них смогли обеспечить ту или иную степень прозрачности по поводу синтетических волокон.
При этом ни одна из компаний не взяла на себя четких обязательств по поэтапному отказу от использования синтетики, в связи с чем предполагавшаяся исследованием группа «Лидеры» осталась без номинантов.
Всего шесть компаний — Dressmann, Esprit, Hugo Boss, Puma, Reformation и Benetton — указали, что хотели бы со временем отказаться от синтетики или уменьшить ее количество. Большинство спортивных брендов (Adidas, Asics, Nike и Reebok) сообщили, что их ключевые коллекции основаны на синтетике, и явных планов по сокращению ее доли нет, и только Puma указала, что синтетика составляет «лишь половину» общего объема используемого компанией текстиля. В дальнейшем этот бренд намерен постепенно уменьшать долю полиэстера.
Большинство (11 из 15) брендов «красной» зоны рейтинга оказались североамериканскими компаниями — помимо уже упомянутой Patagonia, в этом списке оказался производитель кроссовок Nike, а также розничные сети Target и Walmart, выступающие крупными заказчиками для контрактных производителей предметов гардероба.
Из своего неутешительного анализа авторы исследования делают полноценные политические выводы: «Наш доклад ясно показывает, что модная индустрия демонстрирует неприкрытую приверженность синтетике, и ситуация неизбежно ухудшается, поскольку ни один бренд не берет на себя четких обязательств по изменению этого курса. Вместо обращения к корню проблемы — необходимости сокращения перепроизводства пластиковых волокон — модные компании продолжают полагаться на тактику отвлечения внимания, включая доведение сомнительных товаров до потребителей. Именно поэтому сегодня как никогда важно активизировать усилия политиков и найти эффективные правовые решения, чтобы поставить индустрию моды на более устойчивый путь развития».
Разорвать порочный круг зависимости от дешевых синтетических материалов и обеспечить переход отрасли к ответственному производству, основанному на принципах полноценно замкнутой экономики — так звучит призыв исследователей, обращенный прежде всего к Европейской комиссии.
Именно Еврокомиссия, по утверждению авторов, должна взять на себя устранение недостатков модели «быстрой моды», внедрить схемы расширенной ответственности производителя с обязательными мерами экологического проектирования.
Кроме того, Еврокомиссия должна обратить особое внимание на повышение прозрачности цепочки поставок и обязать компании проявлять должную осмотрительность в отношении нарушений прав человека и окружающей среды. Сами же бренды должны нести ответственность за утилизацию своих изделий, которые должны собираться в отдельные емкости и в конечном итоге перерабатываться по схеме «волокно-волокно».