Posted 8 июля 2021, 09:32
Published 8 июля 2021, 09:32
Modified 16 сентября 2022, 20:49
Updated 16 сентября 2022, 20:49
Письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложением повысить экспортную пошлину для противодействия ухудшению ценообразования на рынке моторного топлива направил Российский топливный союз (РТС), объединяющий розничных операторов топливного рынка. С текстом письма ознакомился «Интерфакс».
По словам союза, весь 2021 год АЗС России вынуждены работать в условиях диспаритета оптовых и розничных цен, при котором оптовые цены практически сравниваются с розничными, а в ряде регионов даже превышают их. Так, с середины декабря 2020 года биржевые цены выросли по бензину АИ-92 на 25,6%, по АИ-95 — на 29,7%, по дизельному топливу — на 19,7%. Розничные же цены за этот период выросли в среднем по бензинам на 4,6 — 4,9%, по дизтопливу — на 3%.
«Резкий рост оптовых цен, в разы превысивший уровень текущей инфляции, в условиях ограничения роста розничных цен индексом инфляции привел к длительному периоду работы розничных операторов в убыток, риску банкротства и закрытию независимых сетей», — говорится в письме.
Отмечается, что в последнее время сформировалась устойчивая тенденция к снижению числа независимых АЗС, ликвидные объекты переходят в собственность нефтяных компаний. «Есть регионы, где АЗС независимых трейдеров просто закрываются, что приводит к снижению конкуренции, потере рабочих мест и росту социальной напряженности, а также препятствует развитию отрасли», — подчеркивается в документе.
Хотя регуляторы и принимают меры на топливном рынке, их явно недостаточно, и ситуация с ценообразованием продолжает ухудшаться, считают в РТС. В числе дальнейших мер РТС полагает необходимым увеличение нормативов биржевых продаж минимум до 15% по бензину и до 10% по дизельному топливу от объема производства; устранение покупок товара в основную торговую сессию нефтяными компаниями и аффилированными с ними лицами непосредственно или через третьих лиц; исполнение поручения правительства РФ, данное почти два года назад, о субсидировании железнодорожных перевозок топлива на Дальний Восток.
По словам главы РТС Евгения Аркуши, самая тяжелая ситуация с ценообразованием сложилась в Дальневосточном регионе, где «цены на АЗС независимой розницы на 4-5 рублей выше, чем цены вертикально-интегрированной нефтяной компании». Единственный фактор, который может помочь при ценообразовании в ДФО, считает Аркуша, — это субсидирование железнодорожных тарифов при перевозке нефтепродуктов, но эта проблема не решается уже два года. Второй момент, который хотелось бы подчеркнуть, это предложение нефтепродуктов на бирже — оно сейчас снижается, хотя спрос растет. В этой ситуации остро необходимо решить вопрос об увеличении нормативов и, конечно, устранении покупок нефтяными компаниями на бирже в основную сессию прямо или через третьих лиц».