Об отмене встречи ОПЕК+ 5 июля сообщают сразу несколько источников. Согласно заявлению генерального секретаря ОПЕК Мохаммеда Баркиндо, группа не согласовала дату следующего заседания.
Ранее сегодня, 5 июля, встреча министров ОПЕК+ переносилась на несколько часов — делегаты вели двусторонние консультации по телефону. Причиной разногласий является позиция ОАЭ, ближайшего соратника Саудовской Аравии по Организации. Эмираты, напомним, не против увеличении квот на нефтедобычу на 400 тыс. б/с ежемесячно с августа по декабрь (о чем Саудовская Аравия и Россия договорились еще на той неделе), однако настаивают на пересмотре своего базового уровня, от которого будет считаться увеличение, с 3,168 млн б/с до 3,8 млн б/с. Также ОАЭ выступали против продления сделки, сейчас действующей до апреля 2022 года, до конца 2022-го. В середине дня министр нефти Эмиратов Сухейль бин Мохаммад аль-Мазруэй высказал приверженность сделке и поддержал рост добычи в ее рамках, однако, очевидно, по ключевым для ОАЭ пунктам стороны все-таки не сошлись.
Как пояснил источник ТАСС, участвующий в переговорах, «пока нет соглашения, все [уровни добычи нефти] останутся теми же». По текущим договоренностям страны ОПЕК+ восстанавливают добычу нефти с мая до конца июля на 2,1 млн б/с. То есть на конец июля они будут сокращать к уровню октября 2018 года 5,7 млн б/с.
Поскольку картель обсуждает свою производственную политику не только на ближайшие месяцы, но и на 2022 год, решение противостояния определит рынок и отрасль в следующем году, отмечает Bloomberg. «ОАЭ выступают за безусловное увеличение производства, которого требует рынок. Однако решение о продлении сделки до конца 2022 года «сейчас не нужно принимать», — сказал Аль-Мазруэй телеканалу Bloomberg TV.
Министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Салман, в свою очередь, пояснил, что существует запасной вариант (речь, вероятно, о продолжении следования условиям, оговоренным ранее, и не предусматривающим такого наращивания добычи в августе и далее). Но это потенциально может привести к инфляционному скачку цен на нефть. Он также не видит причин делать пересмотр базового уровня для Эмиратов. Но на вопрос, может ли ОПЕК+ нарастить добычу без участия ОАЭ, саудовский министр ответил отрицательно. «Мы не можем», — сказал он.
Напомним, судьба сделки ОПЕК+ на август и далее решается с 30 июня: JMMC перенесен на 1 июля, день общего заседания ОПЕК+, затем министерский мониторинг рекомендовал нарастить добычу нефти с августа по декабрь на 400 тыс. б/с ежемесячно (на 2 млн б/с в совокупности до конца года). Однако вечером того же дня против условий выступили ОАЭ: JMMC, не давшего окончательных рекомендаций, и общую встречу ОПЕК+ перенесли на 2 июля, а затем, не достигнув окончательных договоренностей, на 5 июля.
Сделка ОПЕК+ требует единодушного одобрения. В этот раз также решается важный вопрос: быть ли сделке после апреля 2022 года. Сопротивление ОАЭ означает, что страна все еще может сорвать план. Ряд аналитиков считает, что это «автоматически» вернет сделку в формат, выработанный ранее, а не приведет к катастрофическому развалу сделки, как-то было в марте 2020 года, когда о квотах не договорились Россия и Саудовская Аравия.
Непосредственным следствием срыва переговоров является то, что ОПЕК + не будет увеличивать добычу в августе, пишет Bloomberg. Это лишит мировую экономику жизненно важных дополнительных поставок, поскольку спрос быстро восстанавливается после пандемии коронавируса. По оценке Goldman Sachs, которую приводит ТАСС, в июле дефицит на рынке нефти оценивает в 2,3 млн б/ с, а к концу этого года он может увеличиться до 5 млн б/с, если ОПЕК+ не сбалансирует рынок.
Напомним, сделка, заключенная апреле 2020 года, подразумевала совокупное снижение добычи нефти на 9,7 млн б/с с мая, затем ограничения были ослаблены до 7,7 млн б/с до конца года. Предполагалось и дальнейшее послабление — до 5,8 млн б/с, — однако рост спроса на нефть восстанавливался медленнее ожиданий в начале 2021 года. По мере стабилизации ситуации ограничения корректировались (сначала в сторону снижения добычи по сравнению с планом, затем, с мая 2021 года — в сторону постепенного наращивания добычи). На июль 2021 года совокупные ограничения составляют 5,76 млн б/с. Базой отсчета для всех взят октябрь 2018 года, а для России и Саудовской Аравии — показатель в 11 млн б/с.
upd. 05.07.2021 19:35