Энергопереход неизбежен, но темпы пока неясны. Об этом рассказал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Новак на сессии ПМЭФ-21 «Будущее энергетики. Энергопереход».
Вице-премьер напомнил, что тема энергоперехода «обсуждается не первый год», однако «пандемия 2020 года ускорила этот процесс». «Мы все прекрасно понимаем, что энергопереход — это по сути дела конкуренция между источниками энергии», — отметил Александр Новак. Это происходит потому, что развиваются технологии и меняются запросы общества. «Мы видим, что на сегодняшний день есть более активный запрос общества на то, чтобы улучшалась климатическая ситуация, снижались выбросы CO2», — отметил спикер. По его мнению, «этот процесс неизбежен, но многое зависит от того, какие будут темпы энергопрехода».
По словам Александра Новака, уже более 30 стран заявило о переходе на углеродную нейтральность в период с 2045 по 2060 годы. В 21 стране пообещали, что откажутся от угольной генерации, есть заявления об отказе от двигателей внутреннего сгорания. Вице-премьер напомнил о разных сценариях и оценках развития мировой энергетики: «Если брать базовый сценарий, доля углеводородов сегодня составляет 85-90% в общем энергетическом балансе, в 2040 году снизится примерно до 70%. Если говорить о сценарии устойчивого развития — его представило Международное энергетическое агентство, — то эта доля будет уменьшаться более быстрыми темпами — от 50 до 60%. Если же будет реализован сценарий углеродной нейтральности, о котором говорят многие политики и страны, то эта доля должна быть снижена до 20% в течение 15-20 лет. Вопрос, насколько это реально».
Александр Новак подчеркнул, что сейчас есть много вопросов, на которые нет ответов. «До сих пор не решен вопрос с системами накоплениями энергии, которые должны стать составной частью энергетического перехода при использовании большого количества возобновляемых источников энергии. Не решен вопрос со стоимостью. Все-таки мы понимаем, что пока это гораздо дороже, чем обычные источники энергии. Но конечно, мы видим удешевление, и по прогнозам это будет продолжаться. Важный вопрос — это утилизация тех составляющих, которые будут использоваться в рамках производства энергии из возобновляемых источников. Пока утилизация не решена как экономически, так и технологически. Приведу простой пример. Ветряки появились давно, сейчас у многих цикл заканчивается и их надо утилизировать. Один ветряной генератор — это три лопасти длиной 50 метров из пластика, который не разлагается. А это 20 тонн от одного ветряного генератора. К 2023 году только в одной Европе необходимо утилизировать 14 тысяч таких ветряных установок. К 2040 году эта цифра может достигнуть 40 млн тонн. Если говорить о солнечных электростанциях, это около 80 млн тонн».
Кроме того, по мнению Александра Новака, не следует забывать об инвестициях, которые потребуются для энергоперехода. По некоторым оценкам, эта цифра составит от $100 трлн до $200 трлн. Кто будет за это платить — пока остается неясным.
Есть много вопросов, как будут встраиваться в энергопереход развивающиеся страны. Вице-премьер отметил, что «об энергопереходе сейчас говорят развитые страны, где высокий уровень жизни. На планете 2 млрд человек, которые не имеют доступа к традиционным источникам энергии. Они сразу начнут пользоваться возобновляемыми источниками энергии или будет период использования традиционных источников энергии?»
Оценивая перспективы ископаемых видов топлива, Александр Новак выразил уверенность, что традиционные источники энергии «никуда не денутся в ближайшие десятилетия. Какую бы долю в энергетическом балансе они не занимали, они будут использоваться и будут замыкающими».