Posted 28 мая 2021,, 09:08

Published 28 мая 2021,, 09:08

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Минск готовят к посадке на санкции

28 мая 2021, 09:08
Если ЕС введет ограничение на поставки белорусских нефтепродуктов, то освободившееся на рынке место с удовольствием займут европейские НПЗ

В Европе решили воспользоваться случаем и убрать со своего рынка одного из ведущих производителей нефтепродуктов. Речь идет о том, что в ЕС после инцидента с принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске собрались вводить новые экономические санкции в отношении Белоруссии, в частности, запрет на импорт белорусских нефтепродуктов. Стоит ли говорить, что освободившееся на рынке место с удовольствием займут европейские НПЗ. Закономерно, что поддержать Брюссель в «священной борьбе» с белорусским режимом собрался и Киев. Остается вопрос, насколько широко будут распространяться эти санкции и не затронут ли они российский транзит углеводородов.

Напомним, что экспорт нефтепродуктов для Белоруссии является значимой статьей дохода. Только в 2020 году, когда поставки топлива снизились более чем на 40% на фоне пандемии, продажа нефтепродуктов в ЕС принесла Минску более $1 млрд. Всего за прошедший год Белоруссия продала товаров в Европу на $5,5 млрд. Общий товарный экспорт этой страны в 2020 году составил $29 млрд, 45% данных поставок осуществлялись в Россию.

В 2021 году, по данным Белстата, экспорт белорусских нефтепродуктов вырос в 2,2 раза, до 2,5 млн тонн, причем на европейские страны пришлось 1,5 млн тонн, то есть продажи выросли в 6,8 раз. Стоимость этих товаров составила $550,9 млн, а рост выручки — 7,3 раза. Остальной экспорт нефтепродуктов в основном осуществлялся на Украину.

Вместе с тем нефтеперерабатывающий сектор Белоруссии уже испытал на себе серьезные американские санкции, усиление которых ожидается в июне. В частности, после расширения ограничений США в отношении НПЗ «Нафтан» в Новополоцке российские компании, боясь попасть под вторичные санкции, уже снизили вдвое поставки нефти на этого завод, до 600 тыс. тонн. Как сообщил президент Белоруссии Александр Лукашенко, частные компании из России боятся продавать нефть Белоруссии из-за введенных против республики санкций: «Что касается Российской Федерации, там не без проблем. Некоторые олигархи проплачивают наших негодяев за будущие предприятия, которые потом передадут беглым. Не скажу, что у нас ухудшились отношения с россиянами, наоборот, мы сейчас пытаемся найти выход из того или иного конкретного положения, в том числе это касается предприятий, которые попадают под санкции. Вы же понимаете, что они попадают под санкции, из-за нас тоже могут попасть. Ну вот как им сейчас продавать нам нефть? Частная компания побаивается. В пятницу мы должны найти с Путиным развязку», — рассказал белорусский лидер.

Закономерно, что в украинском парламенте также активно обсуждается идея отказа от белорусского дизеля и бензина, хотя нефтепереработка в стране находится в крайне тяжелом состоянии и более 80% дизельного топлива импортируется. Поэтому в случае распространения европейских санкций против ввоза белорусских товаров на территорию Украины Киев уподобится унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла, поскольку украинским властям за очень короткий период надо будет ввозить импортные объемы топлива по более высокой цене. Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в интервью порталу «Украина.ру» сообщил, что около половины импорта дизельного топлива на Украину было из Белоруссии и примерно столько же из России. Заместить такой объем импорта просто невозможно. Это нельзя сделать ни с логистической, ни с финансовой точки зрения: «Это будет просто безумие. Статистика прошлого года свидетельствует о том, что 83% дизельного топлива, которое использовалось в стране, было импортировано», — рассказал Марунич.

Тем не менее, российские отраслевые эксперты не сомневаются в том, что Евросоюз введет санкции в отношении белорусских нефтепродуктов, а также предполагают, что вопреки всем объективным факторам и Украина откажется от поставок бензина и дизеля из Белоруссии.

Политолог Дмитрий Евстафьев в интервью «НиК» отметил, что санкции против энергетического сектора Белоруссии можно считать свершившимся фактором: «Локомотивом этих санкций будет Польша, так как это полностью соответствует настроениям и целям Польши в контексте политического проекта Междуморья („Междуморье“ (Międzymorze) — проект конфедеративного государства, которое включало бы Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также, возможно, Финляндию, выдвинутый Юзефом Пилсудским после Первой мировой войны — ред.).

В основе данного проекта твердая энергетическая база, фактически поляки получают возможность вытеснить все белорусские нефтепродуктов с рынка Украины и Прибалтики. Эта линия будет реализована полностью»,

— заявил политолог.

По его словам, к санкциям против белорусских нефтепродуктов обязательно присоединится Украина, хотя ей это и не выгодно: «В данной ситуации решения принимают суверенные государства. К таковым, безусловно, относятся США, Белоруссия, Россия и Польша. Прибалтийские лимитрофы и Украина в данном случае будут лишь пользователями нового равновесия на энергетическом рынке», — пояснил Евстафьев. Он также отметил, что новые санкции ЕС в отношении Белоруссии сделают энергетический рынок еще более политизированным: «Маржа за политику с нефтепродуктов будет больше, и взымать ее будут поляки. Вообще рынок Восточной Европы и пространств, к ней примыкающих, будет существенно перестоен», — подчеркнул политолог.

При этом он считает, что у Польши главная цель — стать основным хабом для поставки на европейский рынок американских сланцевых энергоресурсов: «Вообще вся ситуация вокруг Белоруссии и России выглядит так, что европейцам еще не сказали, что концепция (США в отношении экспорта углеводородов — ред.) изменилась, и они продолжают действовать в рамках старых методичек. Поэтому поляки делают ставку на поставку сланцевых углеводородов и дальнейшую их переработку, поскольку в них будут содержаться молекулы «свободы», — заметил Евстафьев.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также уверен в том, что Евросоюз откажется от белорусских нефтепродуктов:

«Введение санкций на поставки белорусских нефтепродуктов в ЕС — это очень эффективный способ борьбы с Лукашенко. Я уверен, что ЕС введет эти санкции, так как никого другого серьезного экспорта у Белоруссии нет»,

— заявил эксперт.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что санкции в отношении белорусской нефтепереработки, по сути, уже введены: «Формально на НПЗ в Новополоцке поставлять нефть нельзя. Европейцы могут присоединиться к этим американским санкциям, но уже с другой стороны, отказавшись от покупки белорусских нефтепродуктов. Однако даже без европейских санкций непонятно, работал ли бы НПЗ в Новополоцке в июне. Ведь поставки на него нефти уменьшились уже в мае. В Сочи будет обсуждаться вопрос, как наладить поставки нефти на Новополоцкий НПЗ, потому что крупные российские компании под санкциями работать не хотят, и, видимо, поставки будут осуществлять небольшие структуры, не имеющие бизнеса за рубежом», — рассказал эксперт.

По его словам, уже сейчас потребители видят сокращение объемов поставок белорусских нефтепродуктов и, похоже, для европейского рынка это неприятно, но не критично: «Белорусы экспортировали 11 млн т, из них 2-3 млн т шло на Украину и примерно 8 млн т — в ЕС. Для Евросоюза это не критичные объемы, но более дешевое белорусское топливо придется замещать более дорогим. Но если на одну чашу весов мы ставим политические вопросы, то политические аргументы перевешивают экономическую выгоду для ЕС», — пояснил Юшков. Он уточнил, что в основном эти нефтепродукты шли в Великобританию, Нидерланды, Украину и Польшу. Причем Великобритания и Нидерланды — это, скорее, перевалочный хаб, конечные потребители — Украина и Польша.

Он считает, что отказ от белорусских нефтепродуктов тяжелее всего перенесет Украина:

«Для украинского рынка это будет неприятно, так как у них и так дефицит топлива, поскольку работает фактически только один Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Поэтому в Украине усугубится дефицит топлива и цены на него значительно вырастут».

Эксперт также напомнил, что тяжелая ситуация сложится и в Белоруссии: «В Белоруссии существенная доля дохода получается от экспорта топлива, и на этом держится большая часть экономики. Белорусские НПЗ покупают дешевую нефть и продают нефтепродукты по мировым ценам, за счет этого получают сверхприбыль, которая идет в том числе и на субсидирование продаж топлива внутри страны. Бензин и дизель в Белоруссии из-за этого дешевые, соответственно, небольшую себестоимость имеют и все остальные товары, в том числе и сельхозпродукция. Для Белоруссии вопрос экспорта очень важен. И тут им в любом случае придется договариваться с Россией. Теперь Лукашенко придется договариваться не только о том, чтобы сохранились поставки нефти на Новополоцкий НПЗ, но и, видимо, о ввозе нефтепродуктов в Россию и их легализации», — отметил Юшков.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов также считает, что белорусский энергетический сектор пострадает серьезно, поскольку вслед за ЕС санкции хочет ввести и Украина: «Сложно представить, как Киев это осуществит, так как я не понимаю, откуда они будут брать альтернативные солярку и бензин, но сейчас все это обсуждается. В эту санкционную гонку включились практически все европейские страны кроме Сербии, Албании, Боснии и Герцеговины и Норвегии. Если Белоруссия лишается всего европейского рынка и закрывается украинский рынок, хотя в это я верю меньше, то на 50% просядет сбытовая программа Полоцкого и Мозырского НПЗ. Это два экспортных кита белорусской экономики, они работают на российском сырье и неплохо зарабатывали на переработки нефти. Теперь получается, что этих двух экспортных „белорусских бычков“ Евросоюз собирается убить своими санкциями», — заметил Анпилогов.

Он напомнил, что российские нефтепроводы идут в ЕС, поэтому Польша и другие европейские страны будут с удовольствием замещать белорусские бензин и солярку: «Мозырский и Полоцкий заводы — очень современные предприятия. Глубина нефтепереработки на них в чем-то даже выше, чем на многих европейских заводах, и плюс дешевое российское сырье — все это позволяло им экспортировать нефтепродукты по очень конкурентным ценам.

Сейчас европейцы будут рвать на куски долю белорусских нефтепродуктов на европейском рынке. „Гиена Европы“ Польша никуда не делась»,

— указал эксперт.

По его мнению, выходом Белоруссии может стать более активный экспорт нефтепродуктов в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС): «Белорусские нефтепродукты вышли на казахский рынок, а также на другие среднеазиатские рынки, где нет современной нефтепереработки. Сейчас неизбежно возникнет речь и о выходе на российский рынок. И хотя пока существующие договоренности очень ограничивают Белоруссию на российском рынке нефтепродуктов, какие-то послабления для экспорта Минску будут предоставлены. Россия пойдет на это чтобы поддержать своего геополитического союзника, который необоснованно попал под столь серьезное санкционное давление европейских стран», — пояснил Анпилогов.

Вместе с тем эксперты пока не склонны рассматривать возможные санкции против белорусского экспорта в качестве угрозы российским энергетическим поставкам в Европу, которые идут через территорию Белоруссии.

Игорь Юшков заметил, что был только единичный призыв МИДа Великобритании об остановке строительства «Северного потока-2» в связи с инцидентом с принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске: «Белорусский участок газопровода „Ямал-Европа“ принадлежит „Газпрому“. Польские и не немецкие НПЗ запитываются российской нефтью, ее же используют Чехия, Венгрия Словакия», — указал эксперт.

Алексей Анпилогов напомнил, что газопровод «Ямал-Европа» является для Польши хорошим источником валютной выручки:

«Я не думаю, что российские экспортные проекты пострадают, хотя Россию всячески хотят втянуть в этот конфликт».

Дмитрий Евстафьев также указал, что поляки не настолько сошли с ума, чтобы выбрасывать из своего кармана деньги, они предпочитают выбрасывать деньги из чужого кармана. Но если истерия будет развиваться и дальше, вполне возможно, что все это затронет и газовый транзит. При этом он предположил, что с транзитом нефти проблемы могут быть, поскольку нефти на европейском рынке много.

Однако есть другая точка зрения. Ведь в случае введения Европой жестких санкций в отношении Минска, которые коснутся транзита российских нефти и газа через территорию Белоруссии, то выгоду от этого может получить Украина, поскольку транзит по ее ГТС увеличится. К тому же если вспомнить, что объем прокачки газа через белорусскую трубу — 32,9 млрд куб. м газа в год, то понимаешь, что «эта игра стоит свеч», и все юридические тяжбы окупятся.

Кстати, по данным AFP, Евросоюз намерен заставить Александра Лукашенко заплатить высокую цену за вынужденную посадку лайнера Ryanair — одним из вариантов могут стать санкции против экспорта калия и транзита природного газа.

Екатерина Вадимова

"