Posted 27 мая 2021, 09:37

Published 27 мая 2021, 09:37

Modified 16 августа 2022, 21:46

Updated 16 августа 2022, 21:46

Монополизация на экспорт, часть 2

27 мая 2021, 09:37
Сюжет
СИБУР
Развитие нефтегазохимии признано одним из приоритетов в России, плюс СИБУР и ТАИФ при слиянии получат ряд дополнительных преимуществ

Продолжение. Начало от 26.05.2021.

Развитие нефтегазохимии признано одним из приоритетов в России: сейчас доля химии и нефтегазохимии в ВВП страны занимает лишь 1,5%, поставлена задача увеличить ее.

Уже несколько лет в РФ действует обратный акциз на нафту, в прошлом году был введен обратный акциз на этан и СУГ (нововведением смогут воспользоваться новый проект СИБУРа — Амурский ГХК, а также Балтийский газохимический комплекс, Иркутский завод полимеров). В прошлом году были введены налоговые льготы для реализации нефтегазохимических проектов в Арктике, еще ранее завод «ЗапСибНефтехим» получил средства Фонда национального благосостояния (ФНБ).

В настоящее время обсуждается возможность стимулирования пропилена, получаемого на нефтеперерабатывающих заводах, введение обратного акциза для производителей малеинового ангидрида (СИБУР строит установку на «ЗапСибНефтехиме»). Производители синтетического каучука также могут получить меры поддержки от государства в виде демпферного механизма по ценам. Отдельно ведомства обсуждают поддержку проекта «Роснефти» — ВНХК.

Таким образом, государство помогает снизить себестоимость продукции для производителей нефтегазохимии. СИБУР и ТАИФ при слиянии получат ряд дополнительных преимуществ.

По словам гендиректора Центра отраслевых исследований Андрея Костина, у «Казаньоргсинтеза» и НКНХ много производств, которых у СИБУРа не было, — «очень специфичных, среднего тоннажа, но достаточно интересных».

«Рынок нефтегазохимии связан с не менее важным фактором — сервисом. Будучи одной компанией, можно предложить клиенту любую номенклатуру и решить логистические задачи. Даже имея равные затраты, за счет этих преимуществ ты получаешь выгоду, поэтому сравнивать конкурентоспособность объединенной компании по сравнению с другими российскими производителями даже бесполезно», — прокомментировал он.

Кроме того, считает эксперт, СИБУР, получивший серьезные компетенции в реализации крупных проектов, может дать импульс для строительства нового этиленового комплекса на НКНХ.

«Еще огромный плюс, что у НКНХ есть свои технологии мирового качества — для России это редкость.

У НКНХ есть своя технология по каучукам, и их можно экспортировать как технологии, а не как товары. Когда ты становишься мэйджором, технологическая составляющая не менее важна, чем продуктовая, потому что все мировые мэйджоры так или иначе являются технологическими компаниями», — сказал Андрей Костин.

«Самое главное, что это легкий способ одним движением перейти в высшую лигу [мировых производителей]», — подчеркнул он.

Между тем в течение последних лет СИБУР продал несколько активов, в том числе по каучукам. «Они продавали активы, которые не могли быть улучшены за счет углубления переработки, а НКНХ и КОС — это очень хорошие площадки с точки зрения состояния и актуальности технологии. ТАИФ все эти десятилетия постоянно что-то строил и обновлял. И техническое качество оборудования очень высокое. Это очень крупные мощности, по полиэтилену у них довольно крупные мощности даже в мировом масштабе. СИБУР продавал маленькие мощности», — отмечает эксперт.

Андрей Костин считает сделку выгодной для обеих сторон. «Технически НКНХ и КОС — очень хорошие активы, они глубоко интегрированы и создают хорошую стоимость, но поскольку у такого бизнеса есть потолок развития, то для ТАИФа слияние — отличная опция.

Когда дошел до пределов своих возможностей, то, вливаясь в более крупную компанию, приобретаешь компетенции, капитал, синергию и маркетинг.

Это как продать любимую машину, которая у тебя уже 20 лет, в хорошие руки — не абы кому, а такому же ценителю, как ты», — заметил он.

Официальной информации владельцы «любимой машины» о себе не предоставляют. Считается, что основным владельцем бизнеса является семья бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, в частности его сыновья Айрат Шаймиев и Радик Шаймиев. Кроме того, акционерами ТАИФа считаются представители менеджмента компании: председатель совета директоров Альберт Шигабутдинов и его сын Тимур Шигабутдинов (сейчас занимает пост замгендиректора НКНХ).

Официально известно, что контрольный пакет «Казаньоргсинтеза» принадлежит банку «Аверс» (51,58%), акционерами которого являются Радик Шаймиев и Альберт Шигабутдинов, 9,32% у правительства Татарстана (через АО «Связьинвестнефтехим») и 2,45% у ООО «Телеком-менеджмент» (структура ТАИФа). В уставном капитале «Нижнекамскнефтехима» ООО «Телеком-менеджмент» владеет долей 75,59%.

По итогам сделки акционеры ТАИФа станут вторыми по величине владельцами СИБУРа (15%) после его главного акционера Леонида Михельсона (чья доля снизится с 36% до 31%). Доля Геннадия Тимченко упадет с 17% до 14,45%, доли китайских Sinopec и Фонда Шелкового пути — с 10% до 8,5%, доля СОГАЗа — с 12,5% до 10,625%, доля действующего и бывшего топ-менеджмента — с 14,5% до 12,325%.

Светлана Кристалинская

Подпишитесь