Posted 18 мая 2021, 08:25
Published 18 мая 2021, 08:25
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
Многострадальная Печора получила новую порцию нефти от «ЛУКОЙЛ-Коми». 11 мая произошел очередной разлив нефтепродуктов, которые попали в реку Колва. По информации экологов, нефтяные пятна уже растянулись на 200-300 км, попали в несколько рек, в том числе и в Печору, а далее этот радужный поток может пойти в океан. Пока эксперты не сравнивают объем данного разлива с тем, что произошло в Норильске в мае 2020 года. Однако, если учесть количество всех нефтяных аварий в этом районе за последние 30 лет, можно констатировать, что Печора живет в одной непрекращающейся экологической катастрофе. При этом изменения форм собственности предприятий, ведущих добычу в этом регионе, никак не влияют на ситуацию. Трубы как начали протекать при советской власти, так и сейчас текут.
11 мая на северо-востоке Коми ввели режим чрезвычайной ситуации из-за нефтеразлива, который произошел на границе с Ненецким автономным округом. Компания «ЛУКОЙЛ-Коми» подтвердила, что источником загрязнения стал нефтесборный коллектор одной из скважин Ошского месторождения. Локализацией аварии занялись работники аварийно-спасательного формирования «Природа». На место выехали оперативные службы, которые ставят на Колве боновые заграждения. Прокуратура Усинска организовала проверку, а власти предупредили население о запрете использования воды из реки. Администрация города Усинска Республики Коми со ссылкой на пресс-службу «ЛУКОЙЛ-Коми» сообщила, что объем нефтесодержащей жидкости, попавшей на почву и в реку Колву, по предварительной оценке составляет 90 тонн.
Между тем, по информации экологов, 15 мая нефть достигла более крупных рек — Усы и Печоры, — увеличив загрязненную площадь примерно на 180 или 200 километров.
В экодвижении «Комитет по спасению Печоры» отметили, что 16 мая разлив достиг деревни Чаркабож, расположенной на берегу реки Печоры, и, несмотря на заявления властей, разлив продолжается и угрожает близлежащим деревням. Дело в том, что сейчас на реках Коми ледоход, поэтому боновые заграждения практически бесполезны.
17 мая глава Росприроднадзора Светлана Радионова на своей официальной странице в Instagram сообщила, что площадь разлива нефти в Республике Коми на объекте ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» составляет около 1,3 га, объем вылившейся жидкости — около 100 тонн: «Из того, что видим сейчас: площадь загрязненных земель из-за аварии порядка 1,3 га, еще 0,3 га земель нарушено тяжелой техникой из-за проводимых работ. Объем „пролитого“ на грунт порядка 100 тонн, из них 9 тонн попало в реку».
Специалисты Росприроднадзора взяли пробы и совершили облеты местности, чтобы понять масштабы загрязнения реки Колвы, куда попала часть нефтесодержащей жидкости. Радионова также добавила, что добыча на части Ошского месторождения, где произошел разлив, остановлена. «Природа опять пострадала, и мы пойдем как с расчетами ущербов, так и с наказаниями виновных. Будем не один месяц разбираться и, возможно, опять в суде доказывать, что за ущерб природе надо платить», — резюмировала глава Росприроднадзора.
Прекрасные слова, вот только, интересно, сколько было заплачено за разлив нефтепродуктов в реку Колву в октябре 2020 года. Тогда власти Усинска и НАО ввели режим ЧС. По факту инцидента Следственный комитет по Архангельской области и НАО возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246 УК). Ущерб оценили почти в 20 млн рублей. Кто-то ответил за эту аварию?
Глава «Комитета спасения Печоры» Иван Иванов сообщил, что почти на 100% вся нефть после осеннего разлива не ушла: «Часть осела на берегах, часть вмерзла в лед, плюс могло быть что-то еще в других местах. По сути, Колва — нефтесборная река, вдоль которой множество лукойловских скважин и нефтепроводов, и где бы там что ни налилось — попадает в Колву и дальше утечет в Усу (правый и крупнейший приток реки Печоры).
Поэтому сложно уверенно говорить именно о той аварии, о которой они (ЛУКОЙЛ) сказали. Традиционно мы не верим компании».
Координатор всероссийского экодвижения «Нам здесь жить» Александр Сладкоштиев заявил: «Основной недропользователь в данном регионе — „ЛУКОЙЛ-Коми“. Компания добывает здесь львиную долю нефти и по нефтепроводу транспортирует в европейскую часть России. Есть опасения, что произошла разгерметизация трубопровода с Харьягинского месторождения. Там крупный нефтепровод, по которому транспортируют товарную нефть. Подобная авария произошла в 1994 году, когда этот трубопровод разгерметизировался, и произошла крупнейшая на суше авария с разливом нефти и нефтепродуктов. Тогда они попали в Колву, Усу и реку Печору. Вылилось около 200 тысяч тонн нефти. Сейчас ее количество гораздо меньше. Но эти аварии постоянно происходят, из года в год. Три недели назад обнаружили нефть в реке Ухте, сейчас — в Колве».
Он добавил, что режим ЧС ввели, чтобы предотвратить возможное использование воды из рек Колва, Уса и Печора для питья: «Жители деревень по берегам рек живут ими, используют воду в питьевых и хозяйственных целях, пасут скот на заливных берегах, ловят рыбу. При режиме ЧС это запрещено.
Негативное воздействие на местных жителей производится уже длительное время. Мы об этом не раз уже говорили, нас не слышат ни руководство Коми, ни «ЛУКОЙЛ-Коми», ни федеральные власти».
По мнению отраслевых экспертов, ЛУКОЙЛ с завидным постоянством травит Печорскую низменность и местное население. Судя по всему, компанию Алекперова после покупки компании «Коминефть» не слишком заботит поддержание межпромысловых нефтепроводов в должном порядке. Как сообщал в прошлом году начальник управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора Юрий Нестеров, в период с 2015 до 2020 года на объектах компании ЛУКОЙЛ произошло 12 аварий, 7 из которых случились у «ЛУКОЙЛ-Коми». И действительно, компания «ЛУКОЙЛ-Коми» фигурирует в новостях чаще всего именно в связи с различного рода авариями.
В 2020 году помимо октябрьского разлива нефтепродуктов в реку Колву произошел разлив нефтесодержащей жидкости на Харьягинском месторождении. В апреле 2020 года случилась разгерметизация скважины на Ярейюском месторождении, которая привела к выбросу нефти.
Частые аварии происходили при добыче нефти в нефтешахтах «ЛУКОЙЛ-Коми» на Ярегском месторождении. Так, марте 2020 года там произошел крупный пожар, нефть горела на данном объекте и в ноябре 2019 года.
В 2017 году месяц продолжался пожар на скважине в Усинском районе Республики Коми на месторождении имени Алабушина. В 2015 году печорская природоохранная межрайонная прокуратура уже проводила проверку информации, поступившей от членов «Комитета спасения Печоры», о разгерметизации нефтепровода в районе Южно-Ошского нефтяного месторождении. Тогда по результатам осмотра местности и на основе полученных данных установлено, что на технологическом нефтепроводе, принадлежащем ООО «Нобель-Ойл» на участке между приемо-сдаточным пунктом дожимной насосной станции Южно-Ошского нефтяного месторождения и узлом подключения к межпромысловому нефтепроводу «Харьяга-Уса» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в результате разгерметизации 14 и 16 ноября 2015 г. произошло два нефтеразлива. По предварительным данным от ООО «Нобель-Ойл» общий объем излившейся нефти составил 46,3 тонны, по данным ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» — 139,2 тонны. Общая площадь загрязнения по предварительным подсчетам составляет 2700 квадратных метров. И все это — только малая часть аварий, которая попала в поле зрения «НиК».
Возвращаясь к последнему нефтяному разливу, который произошел 11 мая 2021 года, стоит отметить, что опасения экологов относительно объема загрязнения нефтью подтвердили во Всемирном фонде дикой природы (WWF). Эксперты WWF и РискСат представили свой сценарий крупного нефтеразлива на Ошском месторождении после того, как побывали на месте аварии в Ненецком автономном округе, а также провели экспресс-анализ космических изображений. По мнению специалистов, представленному на сайте WWF, оперативный космический мониторинг убедительно доказывает, что утечка на дюкерном переходе через реку Колва происходила в течение месяца. А в начале мая, когда растаял снег и лед на реке, вся эта нефть попала в воду.
Руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников в интервью «НиК» отметил, что по данным местных жителей нефть действительно достигла Печоры, но до океана еще далеко, и есть надежда, что более существенных загрязнений не произойдет: «Локализовать нефть на реке Колва не удалось полностью, потому что нет возможности установить боновые заграждения — идет ледоход. По объему разлива нефти эта авария не похожа на аварию 1994 года. Но то, что утечка началась, скорее всего, еще в апреле, мы можем сказать в том числе и на основании космических снимков», — уточнил эксперт.
Он рассказал, что, как правило, хронические загрязнения нефтью и нефтепродуктами связаны с эксплуатацией оставшейся еще с советских времен инфраструктурой: «Например, сейчас такие водные переходы на нефтепроводах делают уже по технологии „труба в трубе“, поэтому если основная труба дает течь, кожух сдерживает попадание нефти в воду.
Компании меняют инфраструктуру, но весь вопрос в скорости этой замены. Ну и, собственно, почему инвентаризация „ЛУКОЙЛ-Коми“ не показала, что данный переход подлежит замене раньше всех?
Это, конечно, вопрос к компании. Вопрос и к тому, как компания ведет диагностику и ставит приоритетные задачи для инвестирования замен», — пояснил Книжников.
По его словам, в этом регионе многие трубопроводы вызывают вопросы, поскольку их надо либо полностью переделывать, либо вообще выводить из эксплуатации. Например, на Сахалине так поступила «Роснефть», она вывела из эксплуатации старый нефтепровод, и это было правильное решение, рассказал эксперт.
Стоит отметить, что «Комитету по спасению Печоры» в 2019 году исполнилось 30 лет. Эта организация была создана в конце 80-х годов прошлого века из-за регулярного загрязнения природы предприятиями нефтедобычи еще Советского Союза. Однако одна из крупнейших мировых аварий на нефтепроводе произошла в Республике Коми уже после распада СССР в 1994 году, когда нефтепроводы эксплуатировались компанией «Коминефть». Тогда в результате порыва проржавевшего нефтепровода и действий нефтяников, которые и после аварии два месяца продолжали качать нефть по дырявой трубе, на поверхность просочились сотни тысяч тонн нефти. Она отравила огромные территории, 8 населенных пунктов с населением в 63500 человек. Тогда нефть шла по Печоре до Баренцева моря. Последствия этой катастрофы устраняли почти 15 лет. В 2000 году ЛУКОЙЛ купил «Коминефть», однако аварии на его объектах и утечки нефти так и не прекратились.
Есть надежда, что нефтеразлив, о котором стало известно 11 мая, все же будет меньше аварии, произошедшей 29 мая 2020 года, когда на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании из резервуара вылилось 17 тысяч тонн дизельного топлива. Тем не менее, радикально решить проблему нефтяных утечек в данном регионе, судя по всему, никто не собирается, видимо, до тех пор, пока на ситуацию не обратит внимание президент.
Екатерина Вадимова