Необходимости корректировать параметры налога на дополнительный доход (НДД) Минфин пока не видит, поскольку об эффективности этого налога можно будет говорить только через несколько лет, считает замглавы Минфина Алексей Сазанов. «Мы договаривались в свое время, что будем 3-5 лет мониторить, давайте будем исходить из этих сроков», — сказал он журналистам, подчеркнув, что министерство не будет «предлагать изменять параметры НДД».
Осенью 2020 года, напоминает ТАСС, нефтяная отрасль пережила стремительную налоговую реформу: правительство было вынуждено пойти на сокращение налоговых преференций для отрасли в условиях падения цены нефти и снижения поступлений в бюджет. По словам главы Минфина РФ Антона Силуанова, некоторые стимулы в нефтянке показали свою неэффективность.
От отмены этих преференций бюджет РФ в 2021–2023 годах дополнительно получит доходы в размере 308,1 млрд рублей. В 2021 году они составят 96,8 млрд рублей, в 2022 году — 104,7 млрд рублей, в 2023 году — 106,5 млрд рублей. Взамен этих льгот компании смогут перевести месторождения, на которых были отменены преференции, в режим НДД. При этом и сам проект НДД был пересмотрен не в пользу нефтяников: за счет этих изменений поступления в бюджет от нефтяников могут вырасти на 200 млрд рублей за три года.
НДД — относительно новый налог, который применяется для нескольких категорий месторождений в зависимости от выработанности и географического положения. Он заменяет собой экспортную пошлину и частично налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку. Под режим НДД подпадают некоторые новые месторождения в Восточной Сибири, действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн), новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.
С осени 2020 года Минфин РФ ужесточил некоторые параметры НДД, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков.