Posted 13 апреля 2021, 11:49
Published 13 апреля 2021, 11:49
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
В 2021 году в Крыму запланировано газифицировать 18 населенных пунктов. На это власти региона выделили 3 млрд рублей. Подобный факт не может не удивить непосвященного человека: принято считать, что в солнечной Тавриде с обеспечением энергоресурсами все нормально.
Подобное мнение в корне ошибочно и до сих пор во многих селах дома обогреваются привозным углем. В тоже время уровень газификации Крыма довольно приличный: он оценивается в 77%, тогда как среднероссийский составляет чуть более 70% (для сравнения, в Иркутской области он не дотягивает и до 10%).
В 2013 году, накануне присоединения Крыма к России, степень газификации Крыма равнялась 67%, и были даже предпосылки к ее снижению: едва ли не все газовые сети были построены на полуострове во времена СССР и их ремонт не всегда проводился в нужные сроки и в необходимом объеме.
Поэтому в 2017 году совет министров Крыма принял пятилетнюю программу газификации, предусматривающую прокладку 149 километров магистральных и 572,2 километров межпоселковых газопроводов, не считая почти 1,47 тыс. километров газопроводов уличных сетей. Плюс в ней запланировано создание и реконструкция 18 газораспределительных станций, строительство 3 станций газовой заправки автомобилей. В результате с 2018 по 2022 годы уровень газификации жилищного фонда должен увеличиться с 74% до 79,6%, «голубое топливо» должно прийти в более чем 48 тыс. домов. Объем потребления природного газа должен был возрасти с 2,3 млрд кубометров в 2018 году до 3,2 млрд кубометров в 2022 году.
На это благое дело предполагалось направить свыше 20,5 млрд рублей, из них из федерального бюджета — 4,3 млрд рублей, из регионального — 4,2 млрд рублей.
Остальные средства планировалось получить из внебюджетных источников, включая около 8,5 млрд рублей от «Черноморнефтегаза» — единственного на полуострове предприятия по добыче и распределению углеводородов.
Правда, программа не могла бы воплотиться в жизнь без стабильных поставок природного газа. К моменту вхождения Крыма в состав России «Черноморнефтегаз» добывал от силы 2 млрд кубометров в год. Для обеспечения полуострова дополнительными объемами «голубого топлива» пришлось протянуть из Краснодарского края газопровод пропускной способностью 2,2 млрд кубометров (с перспективой расширения до 4 млрд кубометров).
Предпосылок для него было предостаточно. Главная — сезонность спроса. Летом он обычно не превышает 2 млн кубометров в сутки, зимой подскакивает до 10-13 млн кубометров. Добычу же газа нельзя было снизить или поднять в зависимости от времени года. Для сглаживания скачков потребления в Крыму имелось Глебовское подземное газовое хранилище с активным объемом в 1 млрд кубометров, хотя изначально он был 4 млрд кубометров. Сама же добыча газа в Крыму стабильно падала — в 2015 году она сократилась до 1,8 млрд кубометров против приблизительно 2 млрд кубометров в 2014 году: «Черноморнефтегазу» пришлось прекратить проходку скважин на Одесском газовом месторождении, локализованного в спорной зоне на шельфе Черного моря, и перенаправить плавучие буровые платформы в территориальные воды России.
Газопровод с Кубани был построен компанией «Стройгазмонтаж» в рекордно короткие сроки — фактически за год — и обошелся в 20 млрд рублей. Он состоит из трех пусковых комплексов: «Краснодарский край — Крым» длиной 137,5 км, «Керчь — Феодосия — Советское — Симферополь» — 240 км, «Симферополь — Севастополь» — 56 км. В декабре 2016 года его торжественно запустили в эксплуатацию. Управляется он «Газпромом», природный газ по нему поступает в систему «Крымгазсетей», находящихся в собственности правительства Крым.
Реализация программы газификации региона привела к реанимации газопровода «Ялта — Форос — Севастополь», призванного обеспечить «голубым топливом» города и поселки южного берега полуострова. Его прокладка началась в 2003 году и остановилась в 2008 году из-за отсутствия финансирования и одобрения от Министерства охраны окружающей природной среды Украины (оно возражало против прохождения газопровода по Ялтинскому горно-лесному заповеднику). Между тем, он имеет важное значение: степень газификации Ялты в 2014 году равнялась 80%, Алушты — 70%, Судака — 33,8% и с того времени не изменилась. Как раз сейчас и ведется его строительство (маршрут был скорректирован, чтобы обойти Ялтинский заповедник стороной), оно должно завершиться в 2023 году, возможно и раньше.
Не обходится в Крыму без скандалов. Например, в 2020 году в селе Голубинка (Бахчисарайский район) строители умудрились не подвести газ к 10 домам — их попросту не внесли в проектную документацию. В том же году судили расхитителей, воровавших с 2014 по 2018 год газовый конденсат из промыслового газопровода «Берег — Глебовка».
В 2020 году масла в огонь подлил глава Крыма Сергей Аксенов, заявивший на итоговой пресс-конференции в декабре о нехватке 50 млрд рублей на газификацию, причем, по его словам, в ней нуждаются 525 населенных пунктов. Он пообещал в январе слетать в Москву и попросить денег у федерального центра.
Посетил ли он столицу России или нет, неизвестно, только еще в 2017 году дефицит средств для программы газификации Крыма оценивался в 40 млрд рублей.
Следовательно, он за три года вырос на 10 млрд рублей, ставя таким образом под сомнение ее реализацию точно в срок и в ранее намеченных объемах. Вдобавок непонятно, почему при подготовке программы был заложен столь небольшой объем средств — ненамного больше, чем на газопровод из Краснодарского края.
Возможностей же для финансирования газификации у властей Крыма особо-то и нет. В 2020 году дефицит его бюджета достиг 2,8 млрд рублей, в 2021 году он может возрасти до 4 млрд рублей. Прибыли «Черноморнефтегаза» может не хватить, взять средства у «Крымгазсетей» не получится, они убыточны и у них приличная дебиторская задолженность: в 2018 году она равнялась 745,7 млн рублей, в 2019 году — 809,8 млн рублей. В ковидный 2020 год долги потребителей перед «Крымгазсетям» могли достигнуть 1 млрд рублей. Остается по привычке выпрашивать деньги у федерального центра.
Пару же лет назад оказалось, что «Крымгазсети», находясь в собственности правительства региона, контролируются загадочной организацией. Смысл проблемы состоит в следующем: «Крымгазсети» эксплуатируют и проводят техническое обслуживание газовой сетевой инфраструктуры, отвечают за ее безопасность, а за ее диагностику отвечает частная фирма.
Динамика тарифов на природный газ для населения показывает их постоянный рост.
В 2015 году при объеме потребления «голубого топлива» до 6 тыс. кубометров в год стоимость 1 тыс. «кубов» была в пределах 2,4-2,9 тыс. рублей, свыше 6 тыс. кубометров — 7,6-8,1 тыс. рублей. На 2021 год цены установлены в размере 5,6 и 8,6 тыс. рублей при величине потребления до/свыше 3,5 тыс. кубометров в год соответственно.
Газовый же баланс в Крыму отрицательный и таком будет еще долго — собственная добыча не покрывает потребление на полуострове. Судя по программе газификации, ждать роста добычи «голубого топлива» не приходится: в 2022 году она может упасть до 0,9 млрд кубометров. Причина кроется в истощении газовых и газоконденсатных месторождений, разрабатываемых «Черноморнефтегазом».
Несколько лет назад «Черноморнефтегаз» планировал построить газохимический завод, способный перерабатывать 1,5 млр куб. м природного газа в год. Совершенно очевидно, что при заявленной мощности «Черноморнефтегаз» не смог бы долго обеспечивать его полную загрузку исключительно за счет эксплуатации своих месторождений. В будущем роль «Черноморнефтегаза» в структуре газового рынка Крыма будет уменьшаться (если он не откроет новых крупных месторождений) и усиливаться роль газопровода «Краснодарский край — Крым».
Наглядное тому подтверждение — данные о поставках «Крымгазсетями» «голубого топлива» клиентам: в 2020 году они равнялись 1,3 млрд кубометров, в 2021-м могут выйти на 1,6 млрд кубометров. И без снабжения с материка опять не обойтись.
Леонид Хазанов