В два раза меньше времени, чем через Суэцкий канал, займет перевозка грузов между Европой и странами Персидского залива по транспортному коридору Север-Юг, который проходит через железные дороги России, считает замгендиректора РЖД Алексей Шило. Обсуждение альтернативных Суэцкому каналу маршрутов, отмечает ПРАЙМ, активизировалось после того, как в конце марта контейнеровоз на несколько дней заблокировал перевозки по этой водной артерии.
Международный транспортный коридор (МТК) Север-Юг — мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7200 км — является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Существует три маршрута МТК: Транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), западный и восточный (сухопутные). «Если говорить про российскую часть этого маршрута, то у нас сегодня достаточно много вариантов, каким образом мы могли бы этот груз на себя забрать. Это мультимодальная перевозка с использованием Каспийского моря и дальше работа наших российских портов на Каспии. Тот же морской порт Оля в Астраханской области. Инфраструктура сегодня готова, чтобы это обеспечивать», — рассказал Шило на брифинге об одном из маршрутов.
На западном маршруте для прямого железнодорожного сообщения не хватает линии Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан). По словам Шило, в инвестпрограмме РЖД уже запланированы средства на модернизацию российского пункта пропуска с Азербайджаном, после чего он не будет сдерживающим фактором для перевозки. Пока при доставке грузов используется мультимодальный маршрут, который предполагает перевозку автомобилем на недостающем участке железной дороги в Иране, затем перегрузку на погранпереходе в азербайджанские вагоны и дальше выезд на территорию РФ.
С точки зрения тарифных и технологических решений, отметил Шило, со стороны РЖД для перевозок по коридору Север-Юг сделано абсолютно все.
Шило на примере маршрута Иран-Финляндия привел расчет возможной скорости перевозок по МТК Север-Юг. Так, перевозка по территории РФ займет пять суток, Азербайджана — двое суток, и «дальше надо смотреть точку, откуда эта перевозка будет осуществляться в самом Иране».
«Если это будет автомобильная перевозка, надо закладывать еще суток пять, чтобы этот груз доставить до границы с Азербайджаном. Соответственно, в районе 13-14 суток скорость прохождения, которую мы могли бы вместе с партнерами обеспечить по маршруту Север-Юг. При любом раскладе это будет в два раза быстрее, чем доставка того же груза по морю», — резюмировал он.