Posted 25 марта 2021, 16:05

Published 25 марта 2021, 16:05

Modified 15 сентября 2022, 22:09

Updated 15 сентября 2022, 22:09

Потери российских инжиниринговых компаний в секторе downstream могут составить до полутриллиона рублей в год — VYGON Consulting

25 марта 2021, 16:05
Спрос на инжиниринг растет благодаря комплексным проектам глубокой газопереработки, нефтегазохимии и производства СПГ, однако российским EPC-контракторам стоит развивать свои компетенции в условиях роста рынка и его смещения в сторону высокотехнологичных производств

Эксперты VYGON Consulting оценили рынок инжиниринговых и строительных услуг в российском секторе downstream. В исследовании указано, что на текущий момент доля отечественных компаний на российском рынке инжиниринга и строительства в области транспорта и переработки углеводородного сырья (УВС) составляет 67%. Но уже 2023 году она может снизиться до 51%, а потери подрядчиков — до 0,5 трлн руб. в год.

По данный VYGON, инвестиции в транспорт и переработку УВС в РФ в 2019–2023 гг. увеличатся в 2 раза, достигнув 3 трлн руб. в год, прежде всего — благодаря проектам глубокой газопереработки, нефтегазохимии и производства СПГ. В ближайшие годы не менее половины таких проектов будут использовать EPC-контракты в РФ, что также определяет развитие и смежных отраслей, в первую очередь машиностроения.

Однако доля российских ЕРС-контракторов в инвестициях, по оценкам VYGON Consulting, сейчас составляет 20-25% и в ближайшие годы вряд ли превысит 50%. В основном EPC (M)-подрядчиками, как и лицензиарами ключевых технологий также являются зарубежные игроки, тогда как компании из РФ довольствуются ролью субподрядчиков 3-го и ниже уровней.

Анализ ТОП-20 российских компаний на рынке инжиниринга и строительства показал, что 2/3 выручки генерируют предприятия, аффилированные с крупными компаниями ТЭК и химии. Но и их доля снижается, что связано с падением выручки компаний в сфере трубопроводного строительства на 24% в 2019 г. с пика 2017 г. из-за завершения ряда крупных инвестпроектов, указывают авторы исследования.

Что касается сегмента переработки УВС и нефтегазохимии, здесь за последние 5 лет инжиниринговые компании наиболее существенно укрепили свои позиции, показывая стабильный годовой рост выручки на 80% в год. Их доля в выручке ТОП-20 компаний за пять лет выросла с 6% до 35%.

«На сегодняшний день доля отечественных компаний на российском рынке инжиниринга и строительства в сфере транспорта и переработки УВС составляет 67%. Если они не будут развивать свои компетенции в условиях роста рынка и его смещения в сторону высокотехнологичных производств, в ближайшие 3 года этот показатель по оценкам VYGON Consulting может снизиться до 50%. В рыночном выражении потери могут составить до 0,5 трлн руб. ежегодно. Кроме того, сопоставимая сумма может быть недополучена российской экономикой в смежных отраслях — машиностроении, металлургии, банковской сфере (в части кредитования) и т. д.», — отмечается в исследовании VYGON Consulting.

Подпишитесь